Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Путь к повышению эмоционального интеллекта
учеников на занятиях в школе
Иванкова Наталья Алексеевна,
учитель первой квалификационной категории,
учитель английского и немецкого языка ГБОУ СОШ № 68
Калининского района Санкт-Петербурга
    В современном мире учителя могут и должны сочетать социальное и эмоциональное обучение и учитывать выбор учеников, чтобы помочь детям лучше понять себя. Эмоциональный интеллект включает способность распознавать и управлять настроениями и эмоциями в реальных ситуациях. Считающийся отправной точкой развития социальных и эмоциональных навыков, эмоциональный интеллект также может предсказать будущие успехи в учебе.
   Российские школьники больше всех в мире испытывают стресс из-за успеваемости, на втором месте по этому показателю Китай. Такие выводы приводятся в глобальном исследовании "Уверенность в процессе обучения" аналитической компании Harris Insights & Analytics в сотрудничестве с LEGO Education, которое есть в распоряжении ТАСС. "Результаты исследования показали, что российские школьники больше всех испытывают стресс из-за успеваемости в школе. Об этом заявили 79% респондентов. Второе место занимает Китай - 64%, на третьем месте Германия с 61%. Также исследование подтвердило, что чувство тревоги и неуверенности мешает детям и подросткам в учебе. Об этом говорят 68% российских учителей", - говорится в исследовании. Отмечается, что ученики, учителя и родители сходятся во мнении, что именно оценки являются ключевым фактором, вызывающим стресс, как и сравнение результатов усилий одного ученика с успехами других одноклассников. Так, на вопрос "Когда меня сравнивают с другими учениками, я чувствую беспокойство" больше всего положительно ответили 66% учеников из США, 55% учеников из России и 39% учеников из Германии. Тесты и экзамены также вызывают повышенную обеспокоенность и волнение у школьников. Процент таких результатов опроса высок во всех странах: 57% в России, 58% в Японии, 64% в США, 66% в Германии, 73% в Китае.    
   Чтобы справится с такой эмоциональной нагрузкой, с учащимися должна проводиться работа, а именно, обучение детей распознавать эмоциональный фон других людей, и работать над формированием своего положительного эмоционального фона. Многие образовательные технологические инструменты могут способствовать развитию эмоционального интеллекта. Например, инструмент управляемого слайд-шоу Pear Deck содержит шаблоны социального и эмоционального обучения (далее «SEL») для Google Slides и Microsoft PowerPoint.
   В своем обучении Вы можете использовать интерактивный термометр для проверки стресса, который ученики могут сами использовать на уроке, чтобы проверять диапазон, показывая, находятся ли они в подходящем для них месте, чтобы сосредоточиться, или им трудно управлять эмоциями сегодня. Также с помощью этой программы, вы можете узнать, что наполняет ваших учеников, а что наоборот забирает их силы и желание работать.
   Это задание со своими учениками можно проделывать и во время дистанционного обучения. Не удивляйтесь, если ответы учеников будут сильно различаться. Когда Мэтью Фарбер (доцент кафедры технологий, инноваций и педагогики Университета Северного Колорадо, и основатель Gaming SEL Lab) провел свое исследование на студентах он столкнулся с проблемой совершенно нестандартных, отличающихся друг от друга ответов. Некоторые его ученики выразили благодарность друзьям и семье, в то время как других разделили сомнения. Фактически, они были благодарны за то, что вообще кто-то поинтересовался их эмоциональным самочувствием. После таких опросов, результативным будет обсуждение с классом ответов. Естественно, учитель должен помнить об анонимности.
   Помимо Pear Deck, Nearpod и Microsoft Teams предлагают наборы инструментов SEL. Некоторые учителя также используют опросы, такие как Google Forms, для связи со студентами. Они также могут включать в себя рефлексивные упражнения, а также доски настроения - изображения эмоциональных лиц вместе со словами чувств (счастливый, спокойный, грустный), которые дети нажимают, если они соответствуют их чувствам. Некоторые доски настроения адаптируют для учеников «Колесо чувств» Глории Уиллкокс 1982 года, визуальную классификацию эмоций, построенную на основе основных эмоций: грусть, безумие, испуг, радость, мощь и умиротворение. От них веером расходятся спицы, перечисляя связанные эмоции. Вы можете повесить такое «колесо чувств» в своем классе, и после каждого урока предлагать детям, оставить стикер или флажок на той эмоции, которую они испытывали.
   Измеритель настроения — это инструмент проверки эмоций, похожий на Колесо чувств, но немного отличающийся по назначению. Цель здесь в том, чтобы люди, а не только дети, стали тем, кого основатель Йельского центра эмоционального интеллекта Марк Брэкетт называет «учеными эмоций». В своей популярной книге «Разрешение на чувства» Брэкетт писал: «Ученый-эмоционалист имеет способность останавливаться даже в самые стрессовые моменты и спрашивать: на что я реагирую? Мы можем научиться распознавать и понимать все наши чувства, как неотъемлемые, так и случайные, а затем реагировать полезными и соразмерными способами - как только мы приобретем эмоциональные навыки». Измеритель настроения — это не колесо; скорее, он представляет эмоции в четырех цветовых квадрантах, связывающих настроение с уровнями энергии. Вдоль пронумерованных осей x и y красный квадрант описывает высокоэнергетические неприятные настроения, а желтый - место, где находятся приятные, но высокоэнергетические эмоции. Синяя зона содержит неприятные низкоэнергетические настроения, а зеленая - приятные, но низкоэнергетические настроения. Главный совет педагогам «используйте доски настроения для выбора работы студента в классе». Настроение и уровень энергии учащихся могут повлиять на то, как они учатся, а также на их поведение в классе. Например, учащиеся, которые считают, что находятся в желтом квадранте, могут быть настроены на участие в творческой деятельности по решению проблем. И наоборот, детей с сильным и неприятным настроением можно заставить обуздать свои эмоции в классных дебатах или на сократовских семинарах. В своей новой книге Мэтью Фарбер Gaming SEL поделился игровыми стратегиями, которые помогают студентам развиваться как исследователям эмоций в среде, ориентированной на самих учащихся.
  Термин «ориентированность на учащихся» означает, что учащиеся не только ориентированы на учащихся, но и предполагают, что учащиеся ощущают контроль над своим образованием. Самостоятельность или автономия учащихся, наряду с чувством компетентности и взаимосвязи, описывают три фактора теории самоопределения. Самоопределение — это основная человеческая потребность, и иногда люди находят другие пути для ее достижения, когда не могут этого сделать в повседневной жизни. Эта концепция является одной из причин, по которой многие из нас играют в видеоигры вне работы и учебы.
   Доски выбора - это стратегия, которую некоторые учителя используют как шаг к поддержке самоопределения. Обычно они представляют собой меню вариантов, которые учащиеся могут использовать для демонстрации обучения, доски выбора различаются. Иногда напоминающие доску для игры в крестики-нолики, их можно сделать в цифровом виде, используя гиперссылки в общих документах Google или Microsoft Word. В Интернете также есть множество бесплатных шаблонов, в том числе варианты от SlidesMania. Выбор может проявляться и в физических классах, с учебными центрами или станциями, ориентированными на конкретные результаты обучения. Также учителя могут создавать доски выбора, ориентированные на SEL, которые соответствуют настроению учащихся и учебной деятельности, тем самым углубляя навыки эмоционального интеллекта, а также порождая чувство автономии, компетентности и взаимосвязи. В игровом классе доски выбора могут стать квестами. Учителя могут использовать такие инструменты, как Classcraft, чтобы превратить обучение учеников в путешествие героя по выбору самого себя. Чтобы повысить уровень, учащиеся могут участвовать в мозговых атаках на Google Jamboard, если они находятся в желтом квадранте, или в действиях на основе запросов, если они находятся в синем.
   В дополнение к доскам выбора, ориентированным на настроение, в учебную программу можно встроить SEL. Подумайте, как студенты могут работать вместе, чтобы научиться постановке целей и построению команды в качестве навыков. Возможно, у учащихся есть возможности рзвивать сочувствие и перспективу на уроках, особенно когда учащиеся восстанавливают связь друг с другом лично.
   Таким образом, у преподавателя в современной школе есть масса вариантов, как можно повысить эмоциональный интеллект учащихся. Плюсом этой области является то, что, несмотря на популярность в последние годы, она все еще является развивающейся. Вы можете использовать свои собственные идеи или продвигать существующие наиболее подходящие для ваших учеников на уроках и иметь неограниченные возможности в их использовании и расширении.
Использованная литература:
https://matthewfarber.com/
https://tass.ru/obschestvo/6810398

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»