Проблемы современного школьного образования
в России и пути их разрешения. Размышления
Тарнопольский Евгений Викторович
На мой взгляд, одна из проблем сегодняшнего образования в России, доставшаяся нам по наследству от советской эпохи, это акцент в учебной программе на двух предметах: русский язык и математика, а другие дисциплины занимают второстепенное место. Это неравенство закрепляется тем обстоятельством, что математика и русский стали обязательными в ОГЭ и ЕГЭ, и по большому счёту именно они формируют вступительный балл абитуриента. Другими словами, для того, чтобы поступить в той или иной вуз по конкурсу, достаточно сдать математику, русский язык и один - два предмета по выбору. Зачастую русский и математика формируют 2/3 проходного балла в вузы и колледжи. А как быть с остальными предметами?Основываясь на опыте зарубежных стран, попробую смоделировать систему, где ученики могут пройти свой индивидуальный маршрут, маршрут их желания и способностей. При этом им придётся сдавать почти все предметы.
Модульный аттестат зрелости.
Суть такой системы в том, что все изучаемые предметы имеют равные права.
Аттестат зрелости по-прежнему делится на две части: обязательная часть и часть наук по выбору. Останется и профильная составляющая, т.е. для поступления в медицинский вуз нужны такие предметы по выбору, как биология и химия. К примеру, для поступления на исторический или юридический факультет остаются обязательными такие дисциплины, как история и обществознание.
В модульной системе аттестат состоит не из предметов, а из единиц. Количество обязательных предметов увеличивается.
Другими словами, все предметы с 9 или 10 класса делятся на единицы по уровню сложности. На каждом уровне свой объем знаний и количество учебных часов в неделю, свои учебники. К примеру, если выбрать биологию как 5 единиц, то получается 5 учебных часов в неделю по этому предмету. Литература как 5 единиц может достигнуть 7 часов в неделю.
Например вот так:
Обязательная часть | ||||
Учебные предметы | Базовый уровень ед. | Средний Уровень ед. |
Средний + ед. | Высокий уровень ед. |
Математика | - | 3 | 4 | 5 |
Русский язык | - | 3 | 4 | 5 |
Английский язык* | 1 | 3 | 4 | 5 |
История | 1 | 3 | - | 5 |
Обществознание | 1 | 3 | - | 5 |
География | 1 | 3 | - | 5 |
Биология | 1 | 3 | - | 5 |
Литература | 1 | - | 4 | 5 |
Физкультура | 1 | Возможен внутришкольный экзамен в первом полугодии 11 класса. | - | 5 |
Основы компьютерной грамотности*. | 1 | Возможен внутришкольный экзамен. | ||
Основы химии | 1 | Сдаётся в 9 классе. | ||
Основы физики | 1 | Сдаётся в 9 классе. | ||
Предметы по выбору | ||||
Астрономия | - | 3 | 5 | |
Химия | - | 3 | 4 | 5 |
Физика | - | 3 | 4 | 5 |
Черчение | - | 4 | - | |
ОБЖ | 1 | - | - | - |
Мировая художественная культура | 1 | - | - | - |
Статистика (основы) | 1 | - | - | - |
Экономика | 1 | - | - | - |
Информатика | 1 | 3 | - | - |
др. | ||||
др. |
* На мой взгляд, имеет смысл отказаться от информатики в школьной программе, и направить усилие и учебную программу на практические навыки использования ПК, такие, как сборка и разборка ПК, работа в таких программах как word, excel, zoom, поиск информации в интернете и др.
Примеры.
1. В таблице красным выделены те предметы, которые являются базой для для аттестата зрелости, своего рода академический минимум. Получается, чтобы поступить в колледж или вуз нужно набрать обязательных 18 единиц по обязательным предметам. Если оценка на ЕГЭ по какому-либо предмету, выделенному красным, ниже 55 баллов из 100, или ученик не хочет сдавать этот предмет, то ученик получает аттестат без этого предмета.
2. К примеру, выпускник планирует поступать в медицинский вуз, стать врачом педиатром, и тогда требования к обязательному набору предметов меняется, помимо обязательных учебных дисциплин, добавляются другие предметы с более высоким уровнем знаний (выделены жёлтым). Таким образом, минимальное количество единиц для того, чтобы стать абитуриентом медицинского вуза возрастает до 29 единиц.
Примеры аттестатов зрелости на 18 и 29 единиц - это своего рода крайние точки и всего лишь пример. Каждый вуз и колледж должен сам, исходя из своей программы, составить требования для поступления (количество единиц и предметы, баллы, на которые сданы ЕГЭ и т.д.).
Если ученик желает и имеет способности и к другим предметам, он может выбрать их как дополнительные единицы к своему аттестату зрелости. Дополнительные единицы аттестата вкупе с высокими балами ЕГЭ могут рассматриваться как преимущества для поступления в университет или колледж.
Для того, чтобы уменьшить нагрузку в 11 классе, можно построить программу так, чтобы ученики могли сдать необходимые базовые предметы (литература 1 ед., история 1 ед., география 1 ед., биология 1ед. и т.д.) уже в 10 классе и перейти в 11 класс уже без этих предметов.
Таким образом, конкуренция абитуриентов за места в вузе по двум направлениям, количество и объем знаний - это единицы учебных дисциплин, и качество знаний - это оценка по 100 бальной шкале на ЕГЭ.
Появляется вопрос, а как же привычный школьный аттестат, желательно классный?
На мой взгляд, было бы правильно отказаться от красного аттестата зрелости, а также от любых льгот с ним связанных. Баллы по ЕГЭ, ОГЭ, единицы и внутренние школьные оценки, все четыре колонки по каждому предмету - это отдельные истории. Внутришкольная оценка - это последняя и самая незначительная графа из 4-х. Если предмет не сдан на ЕГЭ или ученик не прошёл на гос. экзамене пороговый балл 55, эта учебная дисциплина выбывает из аттестата, т.е. в аттестате нет ни предмета, ни годовой оценки.
Нужно убрать любую отчётность по внутришкольным оценкам. Даже если у всех учеников школы по всем предметам 10 баллов из 100, это ничего не должно менять. Рейтинг школы можно и нужно оценивать только по результатам ЕГЭ и поступлению учеников в престижные вузы и колледжи.
Оценка. От привычной шкалы оценок 1-5, а вернее 3-5 необходимо отказаться, прежде всего потому, что они имеют низкую объективность.
Наилучший вариант - это единая 100 бальная шкала, где 55 баллов - проходной балл. Если балл ниже, то ученик не допускается к экзаменам и этот предмет выпадает из аттестата. 100 бальная шкала, по моему мнению, имеет наиболее широкую палитру оценивания, соответственно, она даст наиболее чёткую картину знаний ученика по предмету. ОГЭ и ЕГЭ тоже необходимо оценивать только по 100 бальной шкале. До 9 класса можно использовать 10 бальную шкалу.
Внутришкольная оценка имеет важное значение, когда речь идёт о том, на каком уровне изучать учебную дисциплину. Если ученик успевает по предмету на 80 баллов и более, то это веский повод перевести его на более высокий уровень. Например, ученик по географии на 1 единицу получает 80 баллов, в этом случае нужно предложить ученику, по его желанию и с ведома родителей, перейти на 3 единицы. Все передвижения по шкале предметных единиц должны заканчиваться во второй четверти 11 класса.
Подведём итог. ОГЭ в 9 классе должно затрагивать обязательные предметы, а вот в каком количестве и в какой форме - это дискуссионный вопрос.
Без сдачи обязательных предметов на ЕГЭ на 55 баллов не может быть речи о поступлении в вузы и колледжи.
Обязательный минимум, на 1 единицу, должен быть действительно минимальным, учебник не должен превышать 200 страниц (1-1.5 часа в неделю). На каждый уровень, должен быть свой отдельный учебник.
Ученики, не посещающие предметы, которые они выбрали, могут быть не допущены до их сдачи. Ученики могут не посещать те предметы, которые они не выбрали. Если какой-либо из предметов не сдан или сдан менее чем на 55 баллов, этот предмет просто не вписывается в аттестат, и внутришкольная оценка тоже.
Каждый вуз и колледж обязан иметь подготовительный год, в течение которого ученик может подтянуть тот или иной предмет, который он «завалил» в школе или попытаться пересдать его на более высокую оценку, чтобы снова попробовать поступить на первый курс. Другой вариант дополнить свой аттестат зрелости в «Вечерней школе» (при техникумах, колледжах, университетах). Также могут быть осуществлены любые другие варианты «системы открытых дверей», когда человек после школы может учиться и сдать или пересдать свой аттестат зрелости и улучшить свои показатели (оценки).