Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Система отношений в школе между родителями
и администрацией на примере Финляндии и Швеции

Одинцов Дмитрий Сергеевич
Одна из популярнейших тем, обсуждаемых в просторах интернета – успех скандинавской, в частности, финской и шведской педагогики. Аналитики ищут «изюминки» успеха – инновационное, инклюзивное, интеграционное образование. Шквал статей и исследований, взрыв интереса у публики. В чем же секрет успеха наших северных соседей? [1] Существует огромное количество качественных аспектов, благодаря которым европейская педагогика смогла сделать несколько шагов вперед. Мы остановимся на частности – на отношениях между родителями и администрацией, которые тоже являются важной опцией в результате.
Так, проводились исследования, которые определили благотворные факторы для полной интеграции детей. И согласно этим исследованиям, пусть далеко и не на первом месте, но, безусловно, важным фактором являлось участие родителей в жизни школы. Этот фактор сам по себе подразумевает контакт родителей с администрацией и взаимопонимание.
В Швеции еще с 1998 г. было введено правило, что все дети могут получить дошкольное образование с шести лет [5. С. 1]. По идее для этого необходимо обратиться к школьной администрации. Но сперва-наперво обращение должно поступить в местный муниципалитет.
Другими словами, от воли чиновников зависит, сделает ли ребенок шаг в образование или нет. Казалось бы, это должно сковывать родителей в возможностях определения будущего ребенка, но на самом деле это вовсе не так. Дело в том, что с недавнего времени родители вправе отдать ребенка в любую школу даже если она находится совсем неблизко. И даже если семья живет, предложим, в городе Хамина на границе в России, то ребенка могут прикрепить к любой школе Хельсинки. В Финляндии и Швеции муниципалитеты обычно идут навстречу семье. Более того, муниципалитет к которому относится выбранная школа, обязан полностью оплатить обучение [7. С. 17].
Местные власти выступают заказчиками образования и занимаются школьной политикой, поэтому в Финляндии и Швеции нет специальных проверяющих органов, которые следят пристально за школой, потому что она находится под надзором местных властей и на самоконтроле. Важно другое, ответственность равномерно распределена между всеми четырьмя сторонами процесса: местная власть, администрация школы-учителя-персонал, родители, ученики. [5. С. 7]. Более того, от муниципалитета родителей и учителей школ консультирует специальный педагог центра детской реабилитации. Исходя из консультации, все вместе составляют индивидуальный учебный план, ответственность за выполнение которого несет учитель [3. С. 25]. Школьный психолог в финской или шведской школе является связующим звеном. Он консультирует всех и администрацию, и педагогический коллектив, и родителей, и детей. У психолога крайне много работы [4. С. 34].
В школе проходят и педсоветы, разница в том, что в них активно принимают участие родители. Не реже, чем раз в полгода педагоги, ученик и его родители встречаются для обсуждения конкретных проблем. Важно, чтобы на этом собрании ученик принял участие, и решения выносятся с учетом его мнения.
В Финляндии создан образ учителя – успешного человека. Во многом этому поспособствовали и сами родители. Общество в целом положительно и уважительно относится к этой профессии [2].
Параллельно с позитивным отношением общественности (в первую очередь родителей) можно выделить еще один фактор успешности школьного обучения — удовлетворенность самих учащихся. Около 78% школьников в исследовании 2002 г. оценили качество обучения в своей школе на «отлично». [6. С. 10]
Оценки вводятся только по желанию родителей и детей с 7-го класса. Градация оценок проста: «удовлетворительно» и «хорошо» [5. С. 29]. После 9-го класса система оценок привычная. Отчетность по оценкам до 7-го класса исключительно устная, родители не требуют, администрация не заставляет учителей что-нибудь выставлять [5. С. 14].
Надо признать, что во многом Швеция и Финляндия имеют схожие педагогические модели. Однако, в Швеции есть еще большая автономия школы. По поводу программы, то она отдается на откуп не только муниципалитетов, а в первую очередь коллективу учителей и родителей. Т.е. министерство дает только общие образовательные цели и стандарты. Обычно дети автоматически переходят в следующий класс, но возможен вариант, когда директор по согласованию с родителями может оставить ученика на следующий год, тоже самое, касается одаренных детей. [3. С. 24] Дело в том, что в Швеции во второй половине XX в. была проделана колоссальная социально-педагогическая работа по проработке и реализации учителями, родителями интеграционного обучения. Это стало движением множества отдельных инициатив. Сотрудничество школы и семьи стало нормой и стандартом.
Список использованной литературы:
  1. https://finland.fi/ru/zhizn-i-obshhestvo/shkolnoe-obrazovanie-v-finlyandii-po-otsenke-pisa/
  2. https://letsleave.ru/rabota-i-ucheba/obrazovanie-v-finlyandii.html
  3. Винблад О. Инклюзивное образование в Швеции // Психолог в школе.
  4. Данилова Л. Н. Использование финского опыта организации общего образования в Германии и России // Ярославский педагогический вестник. 2009. №4.
  5. Исмаилов С. С. Национальное образование Швеции. Калининград, 2004.
  6. Обзор систем образования стран ОЭСР Система образования Финляндии: успехи школьного обучения и «третья роль» университетов // Приложение: центр ОЭСР – ВШЭ.
  7. Система образования Финляндии – основные положения. Издательство министерства образования Финляндии. Хельсинки, 2013.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»