Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Эстонская средняя школа: успехи и перспективы развития

Одинцов Дмитрий Сергеевич
России стоит обратить внимание на ближайшего западного соседа – Эстонию. Небольшая страна сделала за последние годы значительный скачок в развитии своего среднего образования. Как может показаться, у Эстонской республики нет никаких соответствующих ресурсов для развития образования. Более того, страна с точки зрения экономики не является образцом для подражания, однако последние исследования PISA 2015 и 2018 (Programme for International Student Assessment) выявили значительные результаты – по чтению, математике, естествознанию. Это особенно удивительно, если смотреть на результаты ближайших соседей: Финляндии, Латвии и России. С чем это связано?
Для начала немного элементарной статистики: Эстония в 2015 г. по чтению заняла – 6 место, математике – 9 место, естествознанию – 3 место. Финляндия: чтение – 4 место, математика – 13 место, естествознание – 5 место. Латвия: чтение – 29 место, математика – 34 место, естествознание – 31 место. Россия: чтение – 26 место, математика – 23 место, естествознание: 32 место [3].
В 2018 г. ситуация сложилась следующим образом: Эстония по чтению заняла – 5 место, математике – 8 место, естествознанию – 4 место. Финляндия: чтение – 7 место, математика – 16 место, естествознание – 6 место. Латвия: чтение – 30 место, математика – 24 место, естествознание – 29 место. Россия: чтение – 31 место, математика – 30 место, естествознание: 33 место [2].
Налицо явный парадокс: Эстония по результатам обходит родственную Финляндию, которая совсем недавно была конкурировала с Китаем, обладающую большим потенциалом Россию и близкую по параметрам Латвию. За счет чего это удается сделать?
Как показывают источники, это во многом удается за счет правильно выстроенной политики в системе образования. Давайте выделим несколько важнейших факторов:
  1. Эстония стала обращаться к опыту Финляндии, которая зарекомендовала себя как страна с самым лучшим средним образованием в Европе. Во многом этот опыт оказался полезным [1];
  2. Для Эстонии стало важным показать, что она конкурентоспособна как в Прибалтике, так и относительно Скандинавии. Если посмотреть на современное положение Эстонии, то ее социально-экономическое положение незавидное. Тяжелое наследие 90-х, постсоветский синдром. В условиях жесткой европейской конкуренции, такие страны идут по пути потери человеческого ресурса, который становится обслуживающим персоналом в странах с более развитой экономикой. Но Эстония сделала шаг к развитию науки, технологий и профессионализации кадров. У Эстонии на данном этапе есть все шансы стать топовой страной в этом направлении. Есть государственная поддержка, финансовые средства, инвестиционная привлекательность, успех в среднем образовании, культурная самобытность, два топовых университета Восточной Европе – Таллиннский и Тартуский университеты;
  3. Стратегическое планирование, грамотное распределение финансов и социальных программ. Сразу же после первого участия в PISA-2006 Эстония стала планировать развивать свое среднее и высшее образование. Начнем просто с того, что Эстония вложила из своего бюджета солидные суммы на развитие образования. Затем, к 2020-2021 гг. должен быть реализован целый ряд программ, которые или содержат в себе задачу развития образования, или готовят кадры для этого образования, или подготавливают инфраструктуру [3. С. 4; 27-28];
  4. Многое выполняется самоуправлением. Самоуправление широкое понятие, и оно качается не только школы и административного округа – муниципалитета [5. С. 14; 4. С. 12-13];
  5. Эстонская модель образования более привычная для России. У эстонской школы тоже достаточно автономии. Но даже с точки зрения юридических норм, называется это не автономией, а децентрализацией, как бы показывая, что Эстония пытается пойти не сколько по европейскому пути, столько отойти от советского опыта. Пожалуй, эстонская модель – переходная модель между Финляндией/Швецией и Россией. С одной стороны, дети должны учиться только в школах муниципального округа, но с другой, разрешение о приеме в школу родители получают от местных властей. Нет полного обеспечения всем необходимо в школе (покупка некоторых тетрадей, учебных принадлежностей, принадлежностей для уроков искусства и труда), с другой стороны, в Эстонии высокий уровень информатизации, всю информацию родители могут узнать в интернете. В Эстонии родителей уведомляют об успехах ребенка в письменном виде не реже двух раз в год. Особенно хотелось бы отметить роль дневника, она ровно такая же, как и в России. Но весь функционал дневника прописан для родителей. В тоже время наличие самого положения о дневнике говорит нам, что в эстонской школе не столь плотное сотрудничество между родителями и школой. Существуют родительские собрания, беседы по развитию, т.е. родители приходят, когда их приглашают. Вообще, слово «родитель» не так часто встречается в «Законе об образовании Эстонской республики».
Все это позволяет сделать достаточно простой вывод. В ближайшие годы, если будут выполняться вышеперечисленные условия, Эстония безусловно обгонит скандинавских соседей и будет конкурировать с топовыми странами востока. Правда проблема высшего образования остается по-прежнему актуальной. Потому что в Эстонии после окончания средней школы молодежь далеко не всегда предпочитает местные университеты. А без надежной смычки систем образований проблема решенной быть не может [4. С. 13-20].
 
  1. https://lv.sputniknews.ru/20191204/Rezultaty-PISA-pochemu-estonskie-shkolniki-obognali-latviyskikh-12857563.html
  2. https://www.oecd.org/pisa/Combined_Executive_Summaries_PISA_2018.pdf
  3. https://gpseducation.oecd.org/IndicatorExplorer?query=2&indicators
  4. Добро пожаловать в эстонскую школу! Таллинн, 2010.
  5. Эстонская стратегия непрерывного обучения. Таллинн, 2014.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»