Эксперименты по методике Карла Орфа
Лазунина-Гранская Анна Александровна
Когда-то я впервые услышала о методике этого уникального немецкого педагога-экспериментатора, и тогда это для меня стало настоящим откровением. Занятия музыкой как радость, как игра, как свобода, полная свобода творчества - результатом моего первого знакомства стал созданный мною оркестр в обычной школе, где помимо шумовых инструментов, используемых Орфом, были и струнно-щипковые, и духовые, и даже виолончель. Первый эксперимент невероятно меня поразил своей практически невозможностью неудачи. Потому что основной принцип здесь - не тащить детей за собой, а идти за нимим, предоставив детям полную свободу в их фантазии. тогда у нас получилась целая музыкальная сказка, созданная от первого слова до последнего звука -- только детьми. И как это было захватывающе интересно - и детям. и мне. и тогда я при9шла к выводу. что неуспех в детьми в такой деятельности почти невозможен. Чем больше фантазии мне как педагогу удастся в них пробудить - тем занимательнее будет всё то, что они в последствии создадут. К сожалению. по объективным причинам начатые мною тогда эксперименты были прерваны моим уходом из школы на некоторое время. И вот прошло время, и я снова оказалась с детьми в роли учителя музыки - а тут как раз пандемия и дистант! И здесь мне , я считаю, очень кстати пришёлся опыт работы в системе мышления Карла Орфа. Ниже я прилагаю 2 дистанционных урока, созданных мною для 1 класса, которые вынуждены были, конечно, сидеть только с родителями возле экпранов -- и я провела несколько экспериментальных уроков по-орфовски. Ниже прилагаю эти уроки. В качестве заключения хочу поделиться своим впечатлением. В радость пришли дети, чьи родители не разучились быть детьми, не разучились играть и сумели поддержать предложенные мной правила этой игры. Но такими родителями оказались далеко не все. Основной вопрос, который постоянно задавался мне: а чего делать-то надо? Да, ощущение, что говорим мы на разных языках. отсюда простой вывод: как это прекрасно, если во взрослом не умирает ребенок, это прекрасно, потому что в нем ещё жив и азарт, и дерзость, и радость, и свобода, и воодушевление -- вообщем всё то, что иногда позволяет нам отрываться от земли, раскрашивая наши серые будни.