Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Метод проекта как форма формирования лингвистической компетенции на уроках немецкого языка

 

Старченко Валентина Анатольевна, педагог высшей категории, учитель немецкого и французского языков Петергофской гимназии императора Александра II

 

Одним из ведущих принципов современного процесса воспитания в средней школе становится принцип культуросообразности. Это означает, что воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответ­ствии с особенностями традиционной культуры нации. И здесь предмет «Иностранный язык» занимает особое место. Он не только знакомит с культурой стран изучаемого языка, но и путем сравнения оттеняет особен­ности национальной культуры, знакомит с общечеловеческими ценностями. Таким образом, иностранный язык содействует воспитанию учащихся в контексте диалога культур.

В своей работе я ориентируюсь на достижение учащимися таких прогнозируемых результатов как

— речевая компетентность - функциональное использование изучаемого языка как средства общения и познавательной деятельности, умение понимать аутентичные иноязычные тексты (аудирование и чтение), в том числе ориентированные на выбранный профиль, передавать информацию в связных аргументированных высказываниях (говорение и письмо); планировать свое речевое и неречевое поведение с учетом статуса партнера по общению;

— языковая/лингвистическая компетентность - овладение новыми языковыми средствами в соответствии с темами и сферами общения, отобранными для выбранного профиля, навыками оперирования этими средствами в коммуникативных целях; систематизация языковых знаний, полученных в основной школе, увеличение их объема за счет информации профильно - ориентированного характера;

—  социокультурная компетентность (включая социокультурной специфики страны/стран изучаемого языка, совершенствование умений строить речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике с учетом профильно -ориентированных ситуаций общения, умений адекватно понимать и интерпретировать лингвокультурпые факты, основываясь на сформированных ценностных ориентациях.

Планируя свою работу, я стремлюсь разнообразить учебную деятель­ность учащихся на иностранном языке, включить в нее такие творческие личностно - ориентированные упражнения и задания, которые способствуют развитию творческого потенциала личности, расширению зоны активного познания, культуры мышления и порождения иноязычной речи.

Как учитель я осознаю важность не только повышения уровня знаний учащихся, но и развития их творческих способностей и возможностей, фантазии, образного мышления, что само по себе оказывает положительное влияние на познавательные процессы. Обучение иностранному языку на основе общения, в котором задействованы интеллектуальная и эмоциональная сферы, направлено на целостное развитие личности ребенка.

Полагаю, что специфика построения урока иностранного языка не только в том, что он должен учитывать психолого-педагогические особенности возраста детей, но и их интересы, поэтому особое внимание должно быть уделено мотивационному аспекту - личностным запросам самих учащихся.

Выбирая различные формы и методы работы, я стараюсь предложить учащимся такие виды деятельности, которые будят воображение, требуют сосредоточенности и внимания, вызывают эмоции, познавательную активность.

На каждом моем уроке в центре внимания - ученик с его потребностями и интересами, а также такие виды деятельности, которые помогают ему учиться радостно, творчески и видеть результаты своего труда.

 

Основные задачи учителя состоят в том, чтобы научить:

—  критически оценивать материал и работать с ним;

—  использовать соответствующую справочную литературу и словари;

—  выполнять проектные работы;

—  работы самостоятельно и в коллективе.

На уроках при изучении той или иной темы я стараюсь учитывать возрастные особенности учащихся и полученные ими знания по другим предметам (истории, географии, музыке и т.д.), что позволяет мне осуществлять на уроке метапредметные связи, расширяющие представления учащихся о странах изучаемого языка.

С этой целью я использую не только тексты учебника, но и материалы книг для чтения страноведческого характера, журналы «Juma», сообщения из Интернета о странах изучаемого языка (Германии, Австрии, Швейцарии, Люксембурга, Лихтенштейна), также уделяю внимание работе с картами стран изучаемого языка. Задания беру из рабочих тетрадей к учебнику И.Л.Бим «Шаги». Развитию коммуникативных навыков учащихся способствует работа с картинками (фотографиями). С помощью такой работы:

—  обогащается и закрепляется знание лексик;

—  идет закрепление грамматических навыков;

совершенствуются навыки анализа и синтеза увиденного;

развивается воображение;

—  происходит наглядное усвоение элементов культуры изучаемого языка.

 

Примерный алгоритм работы:

1.           SchautdasBildап. (Посмотрите на картинку).

2.           Wassehtihrdort? (Что вы там видите?)

3.           Was passiert? (Что происходит?)

4.           Wopassiertdas? (Где это происходит?)

5.           Was seht ihr im Vordergrund/Hintergrund? (Что вы видите на переднем/заднем плане?)

 

Я осуществляю на уроке дифференцированный подходв работе с учащимися через:

—  использование материала разной степени трудности (например, работа с индивидуальными карточками, когда каждый ученик получает возможность работать в соответствии с уровнем языковой подготовки);

использование опор различной развернутости (план или ключевые выражения для построения высказывания предлагаются учащимся с низким и средним уровнем обученности);

—  разный объем заданий по теме:

Это все позволяет мне и моим ученикам принимать активное участие на конференциях (например: «Вклад европейских культур в развитие Петергофа»), творческих мероприятиях (например: «Католическое Рождество», «Сказки братьев Гримм», «Литературная гостиная»), проектах (например: «Немецкие архитекторы в Петергофе»).

 

Проектная деятельность

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Это способ достижения конкретной цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом и который можно применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

(Из статьи МЕТОД ПРОЕКТОВ, Полат Евгении Семеновны, доктора педагогических наук).

Типология проектов

 alt      

Работая по методу проектов,учитель ставит перед собою следующие задачи:

Создать мотивацию;

Создать образовательную среду;

Определить, чему должны научиться учащиеся в результате работы;

Уметь использовать простые примеры, для объяснения сложных явлений;

Представлять возможные способы презентации ситуаций для осмысления проблемы исследования;

Организовать работу (в малых группах, индивидуально);

Владеть способами организации обсуждения в группах методов исследования, выдвижения гипотез, аргументирования выводов и т.п.;

Консультировать ( по методу убывающих подсказок);

Иметь критерии объективной оценки.

 

Работа над проектом осуществляется по следующему алгоритму:

Постановка проблемы => оценка возможностей для решения проблемы => разработка идеи, способствующей решению проблемы => формулирование цели и предложений => сбор и обработка необходимой информации => разработка вариантов решения проблемы, выбор наиболее эффективного варианта, разработка тактики реализации проекта => организация и выполнение проекта обобщение результатов, оценка качества выполненной работы => представление проекта

Учитель и учащиеся работают по заданному алгоритму на всех общеобразовательных предметах, в том числе и на уроках иностранного языка.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превра­щается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

 

Проект «Путешествие в Австрию»

 

Цели проекта:

  формирование коммуникативной компетентности в области межкультурного общения на немецком языке;

развитие общеучебных навыков - умения самостоятельно работать с художественным текстом: анализировать и интерпретировать содержание и стилистические особенности оригинальной немецкой литературы;

формирование межкультурной компетенции - способности понимать и уважать особенности иноязычной и собственной культур;

—  развитие творческих способностей учащихся, художественно­эстетического вкуса.

 

Основные задачи:

—  углубить знания и умения, приобретенные на уроках немецкого языка

расширить знания по истории немецкой культуры и осмыслить ее в контексте европейской и мировой;

—  изучить лексические и грамматические особенности немецкой речи;

—  развить учебно - информационные навыки: умение работать с книгой, словарями и другой справочной литературой;

—  ознакомить с различными способами обработки информации: перевод оглавления в научно - технических и других доступных журналах;

 

Тип проекта:

Информационный - этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, предмет информационного поиска, источники информации (средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров, проведение «мозговой атаки» и т.п.); способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы); результат информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видео и т.п.); презентация (публикация, в том числе в сети Интернет, обсуждение в телеконференции и т. Т.).

К методу проектов сейчас обращаются многие учителя, так как использо­вание его в учебном процессе побуждает учащихся работать самостоятельно с разными источниками, что позволяет интегрировать их знания из разных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять получен­ные знания на практике, генерируя при этом новые идеи.

 

Проект - это общее, интересное дело, которое сплачивает ребят.

 

Реализация проекта - уникальная возможность социализации ребят школьного возраста, где могут проявить себя абсолютно все. Даже самые застенчивые и малоактивные дети вовлекаются в продуктивную деятельность, стремясь внести свою посильную лепту в общее дело. Акцент в данной проектной работе делался на формирование у учащихся умения представить культуру Австрии средствами немецкого языка. Известно, что иностранный язык как учебная дисциплина имеет огромный воспитательный потенциал, который необходимо использовать для приобщения школьников к осознанию культурного наследия своего народа.

 

Информаицонный проект

«Путешествие в Австрию»

Методический паспорт

 

Адресат

Учителя и учащиеся гимназии (материалы могут быть использованы при изучении темы «Немецкоговорящие страны и во внеклассных мероприятих»

Цели

— создавать информационную базу для углубления социокультурных знаний учащихся;

— формировать умения самостоятельно определять задачи своей деятельности, искать (используя все доступные им информационные технологии) и отбирать наиболее значимый материал, анализировать, имеющуюся информацию:

— способствовать развитию и коммуникативных умений и навыков.

Тип проекта

Информационный, межпредметный, внутришкольный, коллективный, краткосрочный

Авторы проекта

Рабочая группа, редакторская группа

Участники

Учащиеся 9 класса

Итоговый продукт

Буклет об Австрии, компьютерная презентация об Австрии

Календарь работы над продуктом

1.     Установочное занятие (информация о целях и задачах проекта, выявление (возможных тем и направлений деятельности, формирование групп оп интересам, формирование мотивации учащихся к занятию над проектом):

           1-я неделя сентября

2.     Консультирование по выбору тем, определение типа проекта, его цели и задачи, формы итогового продукта:

           1-я неделя сентября

 

3.     Работа проектных групп учащихся, каждая из которых получает отдельные задания по поиску информации, сопряженных по проблематике, но автономных по использоемому материалу:

           2-я неделя сентября

4.     Работа по отбору и интерпретации собранного материала, подготовка иллюстраций:

        2-3 неделя сентября

5.     Подготовка редакторской группой собранного материала к оформлению:

      4-я неделя сентября

6.     Создание компьютерной презентации:

         1-я неделя октября

7.     Подготовка устной презентации:

          2-я неделя октября

8.     Устная защита проекта на открытом уроке:

         3-я неделя октября

9.     Доработка проекта, подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы, рефлексия:

         4-я неделя октября

 

 

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»