Почему одни дети усваивают так много, а другие так мало?
Филатова Марина Андреевна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 547
В последнее время я всё чаще задумываюсь над одним вопросом. Преподавая в начальной школе, каждый день я встречаю учеников буквально умоляющих учителя вызвать к доске решить задачу или выполнить вычисления в столбик. Если они отвечают правильно, то выбрасывают руки вверх и громко шепчут «Да!». А есть другие, им как будто до умопомрачения скучно, дети, которые придумывают разные развлечение, чтобы оно спасло их от сидения на уроке, в классе, в школе.учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 547
Какое-то время я говорила себе, что это зависит от района, школы, учителя или директора. Но настоящей загадкой было вот что: почему одни дети успевают так много, а другие так мало?
Путешествуя по сети интернет в поисках заданий для своих учеников, я натолкнулась на интересную статью, в которой говорилась о результатах исследования PISA-2015. Так как с этим исследованием я столкнулась впервые, я начала разбираться. Что же такое PISA?
PISA (Programme for International Student Assessment) — международная программа по оценке образовательных достижений учащихся.
Целью программы PISA является оценка способности 15-летних учащихся использовать приобретенные в школе знания и опыт для широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
К исследованию привлекаются дети в возрасте 15 лет, объясняется тем, что во многих странах к этому возрасту завершается обязательное обучение в школе, и программы обучения в разных странах имеют много общего. Именно на данном этапе образования важно определить состояние тех знаний и умений, которые могут быть полезны учащимся в будущем, а также оценить способности учащихся самостоятельно приобретать знания, необходимые для успешной адаптации в современном мире.
Мониторинг качества образования в школе PISA проводится по трем основным направлениям: грамотность чтения, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность. Проходит раз в три года.
Первое исследование PISA было проведено в 2000 году, в нем участвовало 32 государства, в 2003 году — 43, в 2006 — 57, а в 2009 — 65. Около 510 тысяч учащихся в 65 странах приняли участие в исследовании PISA-2012. Более 70 государств приняли решение участвовать в тесте PISA в 2015 году.
Согласно тесту 2009 года, самые высокие результаты по читательской грамотности продемонстрировали учащиеся двух стран-членов ОЭСР — Южной Кореи (539 баллов) и Финляндии (536 баллов).
В лидирующей группе по естественнонаучной грамотности в 2009 году оказались учащиеся Шанхая (Китай) со средним баллом 575, Финляндии — 554 балла, Гонконга (Китая) — 547 баллов, Сингапура — 542 балла и Японии — 539 баллов.
И с каждым годом показатели этих стран стремятся вверх с завидным постоянством.
И что же получается, фактически дети, которые находятся в лидирующих группах учились навыкам критического мышления в математике, естествознании и чтении. Они не просто заучивали, а учились решать задачи и применять знания на практике. То есть учились выживать в современной экономике.
В чём же секрет? Может в утопической модели Финляндии, системе, построенной на ответственности, где в детях развивали мышление более высокого порядка без излишнего соперничества или родительского вмешательства. Или стрессовой модели Южной Кореи, где дети учились столь усердно, что правительство должно было ввести комендантский час для школьников.
Вот как выглядит день корейского школьника. Уроки заканчиваются в 16.10, потом ребята убирают школу, моют полы, вытирают доски. Наказанные за плохое поведение моют туалеты. И ни для кого нет исключений. В полпятого ученики готовятся к тесту. Потом ужинают и начинается яджа – двухчасовые занятия под надзором учителя. Около 9 вечера все расходятся и … едут в частные академии внешкольного образования – хагвоны. И только после этого едут домой спать. И снова в школу к 8 утра.
Несмотря на расхожее мнение о том, что азиаты превосходят всех в математике и естествознании, раньше корейцы не были такими умными. Ещё в 1950-е года огромное количество граждан были неграмотными. Когда в стране семимильными шагами начало развивать образование и строится большое количество школ, в корейском языке даже не было математической и естественнонаучной терминологии. Для того чтобы напечатать учебники, нужно было придумать новые слова. Только треть корейских детей посещала школы. На одного учителя приходилось 59 учеников.
За полвека Корея стала тем, что можно назвать «силой таланта». Страна не имея природных ресурсов бросила свои силы на развития образования. Учёба стала для детей и их родителей некой одержимостью. Набрав больше количество балов на экзаменах в колледже, ты автоматически попадаешь в лучший университет и соответственно получаешь лучшее образования, а потом и работу, которая вытащит тебя и твою семью из бедности. Такая система образования несёт детям ясную идею о том, что приём в университет основан на знаниях школьника. Никого не примут из-за спортивных достижений или потому, что твои родители здесь учились.
Они не выбирают простых путей и считают, что успеваемость- скорее результат упорного труда, а не божий дар. При таком отношении все дети работают упорнее, и для страны это было ценнее, чем золото или нефть.
Финляндия – небольшая страна на севере. Чтобы попасть на педагогический факультет в Финляндии, требуется приложить не мало усилий. Правительство ужесточило правила приёма и обучения в педвузах. Строгости начинались сразу, худших студентов отсеивают ещё на первом курсе. Вот как описывает свое обучение в университете Тиина Стара финский учитель. «Приехав в университет Ювяскюля, в первые 3 года я изучала финскую литературу. Много читала и писала различные работы, анализировала романы, поэмы рассказы. Одновременно изучала другие предметы, включая статистику. На четвёртом курсе (из шести лет обучения) я начала программу педагогической подготовки. В первый год магистратуры я стажировалась в одной из лучшей школ страны. У меня было три руководителя и я внимательно наблюдала за их занятиями. Когда я сама вела уроки, мои однокурсники делали записи, после чего я получала их отзывы. В то время когда я не наблюдала за работой других учителей, мы вместе с однокурсниками разрабатывали уроки, объединившие материал всех предметов, включая историю и искусство. Потом мы практиковались в ведение этих уроков, изображая учеников.»
Финское правительство решило, что повысить уровень образования может только учитель, талантливый и тщательно подготовленный.
Это стало основой образовательной стратегии. Правительство полностью исключило систему школьных инспекторов. Тщательно отобранным и обученным учителям доверили создание основного государственного учебного плана, заведование кабинетами и подбор учеников. Руководителей школ и учителей освободили для того, что они писали планы уроков, экспериментировали в своих школах, находя более эффективные методы, и создавали более творческую систему, чем могло бы создать централизованное управление.
Дети тоже были свободнее. Финны полагают, что школа должна научить ребенка главному – самостоятельной будущей успешной жизни. Поэтому здесь учат размышлять и самим получать знания. Важны не заученные формулы, а умение пользоваться справочником, текстом, Интернетом, калькулятором – привлекать нужные ресурсы к решению текущих проблем. Педагоги стараются заинтересовать ребёнка изучением тех или иных предметов, но если у него отсутствует желание или не хватает способностей, то его сориентируют на получение хорошей рабочей специальности. Выявлением склонностей к определённой деятельности занимается особый школьный специалист – «учитель будущего». Также школьные педагоги не вмешиваются в конфликты учащихся, предоставляя им возможность подготовиться к жизненным ситуациям всесторонне, и развить умение постоять за себя.
Что мы можем видеть, образовательные сверхдержавы делают ставку на требовательность. Родители и дети живущие в этих странах считаю, что школа существует, чтобы помочь ученикам осваивать сложный учебный материал. Ясность цели означает, что все воспринимают школу более серьёзно, особенно дети.
В Корее и Финляндии дети, родители и учителя считали образование серьёзной задачей, более важной, чем физкультура или самоутверждение. В этих странах люди считают образования настолько важным, что до преподавания допускаются наиболее образованные люди. Правительство этих стран тратит деньги на подготовку и зарплату талантливых учителей, а не на покупку iPad для первоклассников. Школы и родители повышают целеустремлённость школьников с помощью разумного, более полноценного тестирования, ведущего к реальным изменениям в жизни ребёнка. За счёт щедро предоставленной независимости, которая связана с некоторыми рисками, и более качественной сложной учёбы, которой управляют самые образованные учителя. Но такая политика порождается ответственностью и требовательностью.
История развития образования в Финляндии и Корее показывает, что можно сделать, чтобы вернуть детей в школы. Мы учителя должны сами для себя решить, оставаться скучными, заурядными или вступить на новый путь – путь развития. Ведь реальный мир не всегда дает второй или третий шанс. Да, система образования предлагаемая этими странами, где-то безжалостна и не идеальна, однако дети знают, что такое иметь дело со сложными понятиями и мыслить вне зоны комфорта. Знают, что такое неудача, упорный труд и самосовершенствование. Они готовы к жизни в современном мире.
Список литературы:
1)https://ria.ru/spravka/20131203/981518012.html
2)https://mel.fm/blog/anna-kor/64798-rezultaty-pisa-2016
3)https://mel.fm/finskaya-shkola/7638209-finland
4)https://emigrant.guru/kak/sposoby/interesnyie-faktyi-ob-obuchenii-v-finlyandii-i-o-finskom.html
5)Лучшие в мире ученики, или Как научить детей учиться/ Аманда Рипли; (перевод с англ. ОО. Вирязовой). – Москва : Эксмо, 2015 – 304с. – (Учитель 21 века)