Международные рейтинги качества образования
в России и Финляндии. Причины отставания России
(International ratings of the quality of education in Russia and Finland
The reasons for backwardness of Russia.)
The reasons for backwardness of Russia.)
Корнилов Сергей Юрьевич
В своей работе я рассматриваю динамику изменения положения России и Финляндии в международных рейтингах образования, в первую очередь в рейтинге PISA. На основе рейтингов и иной информации, рассматриваются возможные заимствования из финской системы образования.Министр образования и науки России Д. В. Ливанов заявляет о том, что качество образования – это самое главное. Однако различные исследования показывают, что Россия сильно отстает от многих стран мира, в том числе, и от Финляндии. В чем причины такого отставания страны, в которой традиции образования существуют издревле. Повышение качества образования является важней задачей для решения многих проблем нашей страны. Организация образования в Финляндии может подсказать некоторые пути для решения этой значимой проблемы.
Таким образом, в своей работе я я рассматриваю следующие вопросы:
1. Динамика изменения положения России и Финляндии в международных рейтингах образования в XXI веке.
2. Опыт Финляндии в области качества образования, возможный для использования в системе образования России.
Одним из основных источников о качестве образования в современный период является мониторинг оценки качества образования в школе PISA (Programme for International Student Assessment), которая проводится Организацией экономического сотрудничества и развития с 2000 года. Один раз в 3 года публикуется отчёт об исследованиях. Мониторинги проводились в 2000 , 2003 году, 2006, 2009 и 2012 годах. Таким образом, можно проследить тенденции развития образования в разных странах.
За весь период исследований, Россия всегда находилась ниже среднего уровня. Стоит отметить, что показатели ниже среднего, как в целом, так и по отдельным аспектам исследования. В методике PISA отдельно учитываются следующие показатели: грамотность чтения, математическая грамотность и естественнонаучная грамотность.
В данной таблице приведены средние показатели за 2000-2012 годы.
2000 | 2003 | 2006 | 2009 | 2012 | |
Финляндия | 540 | 545 | 553 | 536 | 530 |
Средний уровень | 500 | 498 | 497 | 493 | 497 |
Россия | 467 | 466 | 465 | 459 | 482 |
Кроме рейтингов PISA существуют ещё ряд рейтингов, в том числе Индекс уровня образования в странах мира (Education Index) — комбинированный показатель Программы развития Организации Объединённых Наций (ПРООН), рассчитываемый как индекс грамотности взрослого населения и индекс совокупной доли обучающихся, получающих образование. Индекс измеряет успехи государства с точки зрения достигнутого уровня образования населения по двум показателям:
1. Индекс грамотности взрослого населения (две трети веса).
2. Индекс совокупной доли учащихся, получающих начальное, среднее и высшее образования (одна третья веса). Максимальный показатель 1, минимальный 0.
В 2013 году Финляндия занимала 23 место с показателем 0,815 в этом рейтинге, а Россия 36 место с показателем 0,780. Опять мы видим не утешительный для России результат.
Различные другие рейтинги тоже показывают преимущество Финляндии. Например, рейтинг качества образования по граждановедению в мире - ICCS в 2009 году поставил на 1 место Финляндию (576 баллов), а Россия находится на 19 месте с 506 баллами. Задача ICCS состоит в изучении того, насколько школьники разных государств готовы стать гражданами. Рейтинг качества образования по граждановедению в мире позволяет увидеть уровень знаний и понимания учащимися их роли в гражданском обществе и их отношение к гражданству и гражданскому долгу. Исследование анализирует принятые в разных странах методы обучения, классного руководства, управления образовательными организациями и создания школьного климата.
В мире есть ещё не мало рейтингов и мониторингов. есть рейтинг TIMSS, PIRLS и другие. Однако, из приведенных выше данных, становится понятно, что не всё в порядке с качеством образования в России и намного лучше обстоит это дело в Финляндии.
В чём же преимущество финской школы? О ряде таких преимуществ, писал М.О. Бражник (РГПУ им. А.И. Герцена) в своей статье «Особенности оценивания в школьном образовании Финляндии». В чем же они состоят? Во-первых, образование в Финляндии является приоритетом во внутренней политике страны. При этом, это не просто декларация, это реальные действия. Во вторых, система образования Финляндии строится на сложившихся и устоявшихся в стране традициях. и в третьих, образование нацелено на развитие личности ребёнка, его способностей к самораскрытию, к адаптации к быстро изменяющемуся миру.
В чем же особенности финского образования, позволяющие им добиться высоких показателей? В системе образования Финляндии придают особое значение дошкольным учреждениям и младшей. Именно их финны ставят во главу угла всей школьной системы.
Считается, что успех или неуспех ребёнка определяется именно началом его образовательного пути. Для этой ступени необходимы педагоги самой высокой квалификации. В России же, учителя начальной школы могут быть со среднем образованием. В Финляндии педагоги дошкольной ступени должны иметь высшее университетское образование, а государство должно предоставить каждому ребёнку возможность посещать детский сад или подготовительный класс при школе. Детей, живущих в отдалённых районах, привозят в школу на специальном транспорте. Государство адресно финансирует образование каждого отдельного ребенка.
В отличие от принятого в России приоритета обучения теории, финский вариант обучения направлен на функциональную грамотность. Программа построена так, что ученикам предлагаются не абстрактные знания, а знания, которые необходимы в повседневной жизни и позволят человеку справиться с проблемами и успешно реализовать свои планы. При этом содержание учебных курсов почти не отличаются от общепринятых, но преподаются с явным приоритетом практического уклона. На зачетах и экзаменах проверяется не объем выученного материала, а умение пользоваться информацией, понимать её суть. Проблем с мотивацией обучения у детей, как правило, нет. Они понимают, зачем они изучают тот или иной вопрос, он будет им полезен в их жизни.
Финские учителя, в свою очередь, имеют достойный уровень жизни. Но, даже не это играет значительную роль. Учитель в Финляндии не занимается множеством не свойственных ему дел. Учителя могут посвятить себя целиком преподаванию, так как для решения других вопросов есть дополнительные специалисты, а именно: Школьная сестра, куратор (социальный педагог) , психолог, специальный учитель (для поддержки и педагогической работы с отстающими), ассистенты (для тех, кто не может или не хочет участвовать в общей работе) и т.д. При этом, количество учителей на одного ученика в Финляндии больше чем в большинстве стран.
Таким образом, в системе образования Финляндии есть ряд отличий от Российской системы.
В Финляндии есть следующий положительные аспекты функционирования системы образование:
1. Финляндия расходует на образование одного школьника в возрасте от 7 до 15 лет чуть более 60000 долларов за весь период обучения
2. Экзамены по окончанию основной школы являются необязательными
3. Высокий статус учителя
4. По числу работающих с учениками специального педагогического персонала финские школы занимают одно из ведущих мест среди стран Европейского союза
5. Учебные коллективы в Финляндии в среднем по 15 человек.
6. Уделяется большое значение чтению и умению проводить анализ информации
7. Высокая мотивация к обучению, благодаря функциональному вектору обучения
8. Схожесть ценностных и нормативных установок в финских семьях
9. Первостепенное значение уделяется дошкольному и начальному образованию
11. Наличие дополнительных специалистов в школе
12. Отмена государственной инспекции за деятельностью школ и учителей
Список литературы
Анализ качества среднего образования PISA 2006 [Электронный ресурс] // MEDELLE S.A., консалтинговый центр (Швейцария) URL: http://www.education-medelle.com/articles/analiz-kachestva-srednego-obrazovaniya-pisa-2006.html
Бражник М.О. Система оценивания в школьном образовании Финляндии [Электронный ресурс] URL: http://www.dissercat.com/content/sistema-otsenivaniya-v-shkolnom-obrazovanii-finlyandii-0
Бражник М.О. Особенности оценивания в школьном образовании в Финляндии [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-otsenivaniya-v-shkolnom-obrazovanii-finlyandii
Качество школьного образования и обучения: рейтинг стран PISA-2000 [Электронный ресурс] // MEDELLE S.A., консалтинговый центр (Швейцария) URL: http://www.education-medelle.com/articles/kachestvo-schkolnogo-obrazovaniya-i-obucheniya-rejting-stran-pisa-2000.html
Качество подготовки школьников: PISA 2012 [Электронный ресурс] // MEDELLE S.A., консалтинговый центр (Швейцария) URL: http://www.education-medelle.com/articles/kachestvo-podgotovki-schkolnikov-pisa-2012.html
Контроль и обеспечение качества образования PISA 2009 [Электронный ресурс] // MEDELLE S.A., консалтинговый центр (Швейцария) URL: http://www.education-medelle.com/articles/kontrol-i-obespechenie-kachestva-obrazovaniya-pisa-2009.html
Ливанов Д.: «Качество образования – это самое главное!» [Электронный ресурс] // «Умная-школа.рф» URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81-%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80/3625
Мониторинг и оценка качества процесса обучения PISA 2003 [Электронный ресурс] // MEDELLE S.A., консалтинговый центр (Швейцария) URL: http://www.education-medelle.com/articles/monitoring-i-otcenka-kachestva-protcessa-obucheniya-pisa-2003.html
Мониторинг оценки качества образования в школе PISA [Электронный ресурс] // MEDELLE S.A., консалтинговый центр (Швейцария) URL: http://www.education-medelle.com/articles/monitoring-otcenki-kachestva-obrazovaniya-v-schkole-pisa.html
Рейтинг стран мира по уровню образования [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий URL: http://gtmarket.ru/ratings/education-index/education-index-info