Предметно-языковое интегрированное обучение или CLIL
(от англ. Content and Language Integrated Learning)
Рощупкина Анна Юрьевна
Впервые термин был предложен Дэвидом Маршем (David Marsh, University of Jyväskylä, Finland) в 1994 году.По первому определению – это методика преподавания, при которой дисциплины или их отдельные разделы преподаются на иностранном языке.
Мы предлагаем рассматривать CLIL как методику изучения неязыковых предметов посредством языка и языка посредством преподаваемых предметов.
Изучение предмета на иностранном языке существенно отличается от преподавания его на родном языке. Это связанно с отсутствием у учащихся навыка свободного владения иностранным языком. Следовательно, мыслительная деятельность на уроках отходит на второй план по сравнению с познавательной. Таким образом, целью преподавания становится обеспечение равного развития познавательной и мыслительной деятельности, а также качественное повышение уровня владения языком.
На наш взгляд этого можно достичь путем:
- интеграции языка в учебный план;
- повышения мотивации и исследования языка в контексте;
- овладения языком естественным путем, а не посредством заучивания наизусть.
Принципами работы CLIL мы определили необходимость:
• устного/ письменного воспроизведения информации;
• усвоения новых знаний и понятий;
• освоения конкретных «языков» (например экономической терминологии);
• освоения интер-реляционных компетенций (работа в парах и группах, обсуждение в классе, принятие чужой точки зрения);
• использования языка как средства общения.
На сегодняшний день методика CLIL становится неотъемлемой частью учебной программы. Так как, в соответствии с ФГОС нового поколения для основного общего образования, которые вступят в силу в 2015-2016 учебном году, одним из важнейших требований к освоению основной образовательной программы основного общего образования является формирование у учащихся УУД (универсальных учебных действий) средствами всех учебных предметов.
Так, известно, что зачастую новые знания по другим предметам учащиеся могут получить на уроках иностранного языка. То есть, язык выступает в качестве средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в различных предметных областях. Таким образом, происходит освоение меж предметных понятий и регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий.
В качестве апробации методики CLIL мной был разработан элективный курс интегрированных занятий для учащихся 10-11 классов по предметам: физика, история, литература, искусство, география, обществознание, информатика. Курс рассчитан на один год (34 часа). Каждому предмету отведено 4-5 занятий, в том числе одно для защиты проектных работ учащихся.
Уровень знания английского языка учащихся intermediate/pre-intermediate, то есть учащиеся должны грамотно общаться на различные бытовые темы, знать формы глаголов и иметь хороший словарный запас. Целью являлось повышение уровня владения языком и развитие навыков самостоятельного анализа и оценки.
В качестве примера приведу несколько занятий (одно по физике, одно по географии и одно по литературе):
На занятии по физике учащиеся говорили о знаменитых зданиях имеющих угол наклона, как Пизанская башня, повторяли термины, обозначающие физические величины (способ домино). Повторяли теоретический материал по теме «Закон свободного падения тел» Галилео Галилея и решали задачи в рамках этой темы.
На занятии по литературе, говоря о книге Эрнеста Хемингуэя «Старик и море», учащиеся в группах анализировали текст с точки зрения содержания художественных выразительных средств и составляли синквейны.
На занятии по экономической географии учащиеся говорили о экологических проблемах на разных континентах. В группах через интернет искали информацию по ссылкам. Составляли мини презентацию. Выявляли общие проблемы. Писали петицию о проблемах и путях их решения (каждая группа писала свою часть, затем обменивались ими через компьютер и составляли общий текст).
Поставленных целей удалось достигнуть, благодаря тому, что темы, изучаемые на занятиях, совпадали теми, которые учащиеся проходят на традиционных уроках по предметам, а изучаемая лексика, в большинстве случаев, была международной (физические величины, термины по обществознанию и экономике, географические названия и т.п.) И, самое важное, важно было выполнять задания в соответствии с заданными критериями, но вариации ответов были разнообразны, их редко можно было сверить и сравнить с тем, что сделали одноклассники, то есть самостоятельность была главным критерием.
Упражнения создавались для стимулирования:
• контекстного понимания новой лексики; устного или письменного воспроизведения полученной информации;
• работы в парах и группах, дискуссионного, диалогического общения;
• использования языка в качестве средства общения.
• самостоятельности учащегося в поиске информации, определении форм и способов ее презентации;
• культуры восприятия альтернативных точек зрения и достижения общих договоренностей.
Занятия по методике CLIL привели к качественным изменениям в устной речи учащихся на английском языке, развитию навыка неподготовленных высказываний (unprepared speech), улучшению навыка поиска информации на английском языке в сети Internet, повышению общего интереса к изучению английского языка и других общеобразовательных предметов, совершенствованию навыков создания презентаций и их публичного представления. Учащиеся, прошедшие курс в 11 классе, делились положительными отзывами об изучении английского языка на первых курсах в университетах, где набор специализированной лексики оказывался им знаком со школьной скамьи.