Быть здоровыми хотим!
Мишина Марина Николаевна,
воспитатель, 1 кв. категория
ГБДОУ детский сад №48
Невского района Санкт-Петербурга
воспитатель, 1 кв. категория
ГБДОУ детский сад №48
Невского района Санкт-Петербурга
Российский учитель 21 века только в том случае выполнит
свою ответственную миссию, если его педагогическими
приоритетами станут духовность, здоровье и творчество…
В.И.Андреев, чл.-кор.
Российской Академии образования,
доктор педагогических наук, профессор.
свою ответственную миссию, если его педагогическими
приоритетами станут духовность, здоровье и творчество…
В.И.Андреев, чл.-кор.
Российской Академии образования,
доктор педагогических наук, профессор.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Профилактика детских заболеваний является хорошо окупаемым национальным вложением, более экономичным и результативным, чем дорогостоящее лечение[3].В центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться, во-первых, семья, включая всех ее членов, во-вторых, детский сад, где ребенок проводит большую часть своего времени, т.е. социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей. Как мы уже отметили, формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. В этом деле нет мелочей. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья:
- физической - управление движением;
- физиологической - управление процессами в теле;
- психологической - управление своими ощущениями и внутренним состоянием;
- интеллектуальной – управление мыслью и размышлениями, направленными на совершенствование позитивных нравственно-духовных ценностей. Основой являются ежедневная утренняя гимнастика, еженедельные физкультурные, музыкальные и интегрированные занятия, партнёрская совместная деятельность педагога и ребёнка в течение дня. Утренняя гимнастика помогает сократить время перехода от сна к бодрствованию. Недаром она называется зарядкой, «заряжая» детей бодростью на весь день и прогоняя остатки сна. Физиологические исследования показали, что дети, выполняющие каждый день утреннюю гимнастику, более работоспособны, бодры, дисциплинированы, чем те, которые пренебрегают ею. Наиболее благоприятное влияние на организм ребёнка оказывают упражнения, выполняемые на свежем воздухе. Они несут в себе ещё и элемент закаливания, а также поднимают эмоциональный настрой детей, что является «компонентом» здоровья. Целью оздоровительной работы нашего детского сада является создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих. Одним из актуальных аспектов формирования личности ребенка является валеологическое воспитание, которое можно рассматривать как органическую часть всего педагогического процесса. Проблема сохранения здоровья выходит за пределы борьбы с болезнями. Здоровье оказывается немедицинской проблемой и требует философского осмысления. Медицина работает с болезнями, занимается патологиями, образованию же более свойственны поиск и предложение таких практических форм деятельности, которые обеспечили бы возможность предотвращения заболеваний, возникновения патологических состояний[1]. Валеологическая практика связана с поиском методов работы не с патологиями, а с потенциями человека. Валеологическое воспитание включает систематическое изучение основных сведений по охране здоровья и привитие гигиенических навыков на занятиях, проводимых на основе здоровьесберегающей педагогики (в дошкольном учреждении, семье, учреждениях дополнительного образования). В своей работе мы отдаем предпочтение интегрированной деятельности, включающей развитие музыкальных способностей, речи, движения, познавательную деятельность с оздоровительной направленностью. Оздоровительные занятия являются в своем роде «уроками здоровья». Они не требуют специального разучивания песен, танцев, комплексов физических упражнений. На них можно петь и танцевать вещи, разучиваемые к праздникам на музыкальных занятиях. В непосредственно образовательной деятельности с детьми проводятся познавательные беседы о здоровом образе жизни, о формировании привычек в правильном питании: «Наше здоровье», «Чистота и здоровье», «Полезно – не полезно», «Как надо закаляться», «Личная гигиена», «Здоровая пища», «Фрукты и овощи – это витамины для нашего здоровья». Для детей младшего возраста беседы проводятся в игровой форме, для детей среднего возраста беседа проходит в виде игры, но с добавлением вопросов, а ребятки должны дать ответ, для детей старшего возраста беседа, игровой момент, вопросы к детям, использование наглядного материала. Наш опыт показывает, что в старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают знания о строении организма и приобретают первоначальные навыки ОБЖ, если знания преподносятся в доступной и увлекательной форме ( дидактические игры, самостоятельные исследования, «круглые столы», викторины, игровые познавательные программы, проблемные ситуации и т.п.). Один из принципов здоровьесберегающей педагогики — приоритет действенной заботы о здоровье детей — предполагает, что все, происходящее в образовательном учреждении, должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье ребенка. В настоящее время физиологи и гигиенисты рассматривают профилактику утомления как одну из наиболее реальных возможностей здоровьесбережения в процессе обучения [2].Работа на занятиях требует от детей длительного физического и умственного напряжения, т.е. связана с активной деятельностью ребенка, стремлением достигнуть результатов в своих действиях, продолжительным произвольным вниманием и т.п. От правильной организации занятия, уровня его физиологической и гигиенической рациональности во многом зависит состояние детей в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления, не допуская переутомления. В связи с этим, мы уделили особое внимание динамическим паузам. Оздоровительные паузы мы включаем в структуру непосредственно образовательной деятельности, используем в свободной деятельности, тем самым обучая детей гигиеническим принципам труда и отдыха. Одним из обязательных условий воспитания валеологической культуры ребёнка является открытость педагогического процесса, его взаимодействие с семьёй дошкольника. Чтобы заинтересовать взрослых членов семьи проблемами формирования здорового образа жизни детей, а также, чему научился их ребёнок за определённый период времени, вовлекаем родителей в образовательный процесс, приглашаем их на открытые мероприятия: «КВН: Я здоровье берегу - быть здоровым я хочу!», Брейн - ринг «Как прекрасен этот мир, посмотри!», праздник здоровья «Поиски клада»; «Знахарские посиделки - обмен рецептами от простуды» (досуг совместно со взрослыми) и др. Хочется отметить, что родители с удовольствием идут нам на встречу. Основным фактором в физическом воспитании дошкольников является личный пример взрослых. Поэтому, ежегодно мы проводим в группе семейные спортивные праздники «Дружная семья гору сдвинет», «Мама, папа, я – спортивная семья», где дети вместе с родителями принимают участие в спортивных играх, конкурсах, эстафетах.
Результатом нашей совместной деятельности по сохранению и укреплению здоровья являются практические умения и навыки, которыми самостоятельно могут владеть наши дети. Это хорошо показали ребята на нашем празднике спорта и здоровья. Считаем, что участие в таких мероприятиях оказывает комплексное влияние на формирование личности ребёнка, улучшает взаимоотношение в семье, группе, повышает интерес детей и родителей к занятиям физической культурой и спортом. Не упускаем случая поговорить с родителями, у которых дети проявляют явную физическую одарённость, и советуем родителям определить своих детей в спортивные секции. Мы убеждены, что ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа не может дать положительных результатов, если её задачи не решаются совместно с семьёй. Спорт дает силу, здоровье, прекрасное настроение и уверенность в себе. Но не стоит забывать, что в тренировке нуждаются не только наши ноги, руки, спина, шея, но также губы, язык и щеки. Мышечные волокна, из которых состоят эти речевые органы, тоже нуждаются в тренировке. Иногда мышцы артикуляционного аппарата в результате родовой травмы могут быть слишком напряженными (гипертонус) или, наоборот, слабыми и вялыми (гипотонус). Поэтому в одном случае мышцам нужно помочь расслабиться, а в другом – активизировать их. Значит, физическая нагрузка и специальные упражнения им просто необходимы! Такие веселые упражнения, как «Губки», «Веселые щечки», «Помидор», «Качели» и другие, помогут детям развить мышцы артикуляторного аппарата.
Развивающая среда - мощный фактор, влияющий на здоровье детей, поэтому важно сделать ее органичной, естественной для ребенка. В связи с тем, что большую часть времени дети пребывают в образовательном учреждении, возникает необходимость превращения образовательной среды в реабилитационно - оздоровительную и просветительскую, с целью создания единого адаптационного пространства, способствующего сохранению и укреплению здоровья ребенка и объединяющего усилия педагогов, психологов, медиков и родителей в этом направлении.
Для эффективного решения поставленных задач по оздоровительному направлению в нашем детском саду была создана соответствующая предметно – развивающая среда. В группах оборудованы спортивные центры, уголки уединения, зоны отдыха, в зале – физкультурное оборудование, на территории – спортивные комплексы. Расположение игрового и спортивного оборудования отвечает требованиям охраны жизни и здоровья детей, их физиологии, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться. В зимнее время на участках строятся горки, снежные постройки. На спортивной площадке прокладывается лыжня, расчищается участок для проведения физкультурных занятий на воздухе. Для обеспе¬чения двигательной активности детей в холодный период года на улице проводятся подвижные и спортивные игры. Таким образом, сохранение и укрепление здоровья воспитанников, как основная задача дошкольного образовательного учреждения, должно базироваться на осознанном отношении ребенка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизированной физкультурно-оздоровительной деятельности.
Литература:
1. Андреев В.И. Здоровьесберегающее обучение и воспитание. Казань,
2000.
2.Кудрявцева Л.И. Валеологические знания всем и каждому: Метод.рек. педагогам и родителям. Оренбург, 2000.
3.Сократов Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. Москва, 2005.
- физической - управление движением;
- физиологической - управление процессами в теле;
- психологической - управление своими ощущениями и внутренним состоянием;
- интеллектуальной – управление мыслью и размышлениями, направленными на совершенствование позитивных нравственно-духовных ценностей. Основой являются ежедневная утренняя гимнастика, еженедельные физкультурные, музыкальные и интегрированные занятия, партнёрская совместная деятельность педагога и ребёнка в течение дня. Утренняя гимнастика помогает сократить время перехода от сна к бодрствованию. Недаром она называется зарядкой, «заряжая» детей бодростью на весь день и прогоняя остатки сна. Физиологические исследования показали, что дети, выполняющие каждый день утреннюю гимнастику, более работоспособны, бодры, дисциплинированы, чем те, которые пренебрегают ею. Наиболее благоприятное влияние на организм ребёнка оказывают упражнения, выполняемые на свежем воздухе. Они несут в себе ещё и элемент закаливания, а также поднимают эмоциональный настрой детей, что является «компонентом» здоровья. Целью оздоровительной работы нашего детского сада является создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих. Одним из актуальных аспектов формирования личности ребенка является валеологическое воспитание, которое можно рассматривать как органическую часть всего педагогического процесса. Проблема сохранения здоровья выходит за пределы борьбы с болезнями. Здоровье оказывается немедицинской проблемой и требует философского осмысления. Медицина работает с болезнями, занимается патологиями, образованию же более свойственны поиск и предложение таких практических форм деятельности, которые обеспечили бы возможность предотвращения заболеваний, возникновения патологических состояний[1]. Валеологическая практика связана с поиском методов работы не с патологиями, а с потенциями человека. Валеологическое воспитание включает систематическое изучение основных сведений по охране здоровья и привитие гигиенических навыков на занятиях, проводимых на основе здоровьесберегающей педагогики (в дошкольном учреждении, семье, учреждениях дополнительного образования). В своей работе мы отдаем предпочтение интегрированной деятельности, включающей развитие музыкальных способностей, речи, движения, познавательную деятельность с оздоровительной направленностью. Оздоровительные занятия являются в своем роде «уроками здоровья». Они не требуют специального разучивания песен, танцев, комплексов физических упражнений. На них можно петь и танцевать вещи, разучиваемые к праздникам на музыкальных занятиях. В непосредственно образовательной деятельности с детьми проводятся познавательные беседы о здоровом образе жизни, о формировании привычек в правильном питании: «Наше здоровье», «Чистота и здоровье», «Полезно – не полезно», «Как надо закаляться», «Личная гигиена», «Здоровая пища», «Фрукты и овощи – это витамины для нашего здоровья». Для детей младшего возраста беседы проводятся в игровой форме, для детей среднего возраста беседа проходит в виде игры, но с добавлением вопросов, а ребятки должны дать ответ, для детей старшего возраста беседа, игровой момент, вопросы к детям, использование наглядного материала. Наш опыт показывает, что в старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают знания о строении организма и приобретают первоначальные навыки ОБЖ, если знания преподносятся в доступной и увлекательной форме ( дидактические игры, самостоятельные исследования, «круглые столы», викторины, игровые познавательные программы, проблемные ситуации и т.п.). Один из принципов здоровьесберегающей педагогики — приоритет действенной заботы о здоровье детей — предполагает, что все, происходящее в образовательном учреждении, должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье ребенка. В настоящее время физиологи и гигиенисты рассматривают профилактику утомления как одну из наиболее реальных возможностей здоровьесбережения в процессе обучения [2].Работа на занятиях требует от детей длительного физического и умственного напряжения, т.е. связана с активной деятельностью ребенка, стремлением достигнуть результатов в своих действиях, продолжительным произвольным вниманием и т.п. От правильной организации занятия, уровня его физиологической и гигиенической рациональности во многом зависит состояние детей в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления, не допуская переутомления. В связи с этим, мы уделили особое внимание динамическим паузам. Оздоровительные паузы мы включаем в структуру непосредственно образовательной деятельности, используем в свободной деятельности, тем самым обучая детей гигиеническим принципам труда и отдыха. Одним из обязательных условий воспитания валеологической культуры ребёнка является открытость педагогического процесса, его взаимодействие с семьёй дошкольника. Чтобы заинтересовать взрослых членов семьи проблемами формирования здорового образа жизни детей, а также, чему научился их ребёнок за определённый период времени, вовлекаем родителей в образовательный процесс, приглашаем их на открытые мероприятия: «КВН: Я здоровье берегу - быть здоровым я хочу!», Брейн - ринг «Как прекрасен этот мир, посмотри!», праздник здоровья «Поиски клада»; «Знахарские посиделки - обмен рецептами от простуды» (досуг совместно со взрослыми) и др. Хочется отметить, что родители с удовольствием идут нам на встречу. Основным фактором в физическом воспитании дошкольников является личный пример взрослых. Поэтому, ежегодно мы проводим в группе семейные спортивные праздники «Дружная семья гору сдвинет», «Мама, папа, я – спортивная семья», где дети вместе с родителями принимают участие в спортивных играх, конкурсах, эстафетах.
Результатом нашей совместной деятельности по сохранению и укреплению здоровья являются практические умения и навыки, которыми самостоятельно могут владеть наши дети. Это хорошо показали ребята на нашем празднике спорта и здоровья. Считаем, что участие в таких мероприятиях оказывает комплексное влияние на формирование личности ребёнка, улучшает взаимоотношение в семье, группе, повышает интерес детей и родителей к занятиям физической культурой и спортом. Не упускаем случая поговорить с родителями, у которых дети проявляют явную физическую одарённость, и советуем родителям определить своих детей в спортивные секции. Мы убеждены, что ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа не может дать положительных результатов, если её задачи не решаются совместно с семьёй. Спорт дает силу, здоровье, прекрасное настроение и уверенность в себе. Но не стоит забывать, что в тренировке нуждаются не только наши ноги, руки, спина, шея, но также губы, язык и щеки. Мышечные волокна, из которых состоят эти речевые органы, тоже нуждаются в тренировке. Иногда мышцы артикуляционного аппарата в результате родовой травмы могут быть слишком напряженными (гипертонус) или, наоборот, слабыми и вялыми (гипотонус). Поэтому в одном случае мышцам нужно помочь расслабиться, а в другом – активизировать их. Значит, физическая нагрузка и специальные упражнения им просто необходимы! Такие веселые упражнения, как «Губки», «Веселые щечки», «Помидор», «Качели» и другие, помогут детям развить мышцы артикуляторного аппарата.
Развивающая среда - мощный фактор, влияющий на здоровье детей, поэтому важно сделать ее органичной, естественной для ребенка. В связи с тем, что большую часть времени дети пребывают в образовательном учреждении, возникает необходимость превращения образовательной среды в реабилитационно - оздоровительную и просветительскую, с целью создания единого адаптационного пространства, способствующего сохранению и укреплению здоровья ребенка и объединяющего усилия педагогов, психологов, медиков и родителей в этом направлении.
Для эффективного решения поставленных задач по оздоровительному направлению в нашем детском саду была создана соответствующая предметно – развивающая среда. В группах оборудованы спортивные центры, уголки уединения, зоны отдыха, в зале – физкультурное оборудование, на территории – спортивные комплексы. Расположение игрового и спортивного оборудования отвечает требованиям охраны жизни и здоровья детей, их физиологии, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться. В зимнее время на участках строятся горки, снежные постройки. На спортивной площадке прокладывается лыжня, расчищается участок для проведения физкультурных занятий на воздухе. Для обеспе¬чения двигательной активности детей в холодный период года на улице проводятся подвижные и спортивные игры. Таким образом, сохранение и укрепление здоровья воспитанников, как основная задача дошкольного образовательного учреждения, должно базироваться на осознанном отношении ребенка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизированной физкультурно-оздоровительной деятельности.
Литература:
1. Андреев В.И. Здоровьесберегающее обучение и воспитание. Казань,
2000.
2.Кудрявцева Л.И. Валеологические знания всем и каждому: Метод.рек. педагогам и родителям. Оренбург, 2000.
3.Сократов Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. Москва, 2005.