Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Ученик 21 века

Погребняк Татьяна Николаевна,
учитель математики ГБОУ лицей №408
Пушкинского района Санкт-Петербурга

Системы образования в любой стране призваны способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества, ибо именно учебные заведения готовят человека к активной деятельности в разных сферах экономической, культурной, политической жизни общества. Поэтому роль школы, как базового звена образования чрезвычайно важна. Способность образовательного учреждения достаточно гибко реагировать на запросы общества, сохраняя при этом накопленный положительный опыт, имеет очень большое значение.

Современный и будущий работодатель заинтересован в таком работнике, который:

·         умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы;

·         обладает критическим и творческим мышлением;

·         владеет богатым словарным запасом.

Таким образом, выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в грядущем тысячелетии, должен обладать определёнными качествами личности:

·         гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных проблем, чтобы на протяжении жизни иметь возможность найти в ней своё место;

·         самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, используя современные технологии; чётко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;

·         грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для исследования определённой задачи факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами);

·         быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходя из них;

·         самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Таким образом, перед школой ставятся задачи, которые необходимы для экономического и социального успеха в 21 веке. Но хотя все: родители, работники сферы образования, работодатели, законодатели – единодушно согласны с тем, что учащиеся должны обладать критическим мышлением, уметь творчески подходить к решению задач, работать в команде, именно этим навыкам чрезвычайно трудно научить  и научиться.

Общество информационных технологий, или, как его называют, постиндустриальное общество, в отличие от индустриального общества, гораздо в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Итак, приходим к выводу, что необходимо работникам сферы образования, руководствоваться следующими принципами:

·         Значимость. Значимость учебного процесса и обретаемых знаний для учащихся становится более очевидной и гораздо более мотивирующей, если они понимают, каким образом изучаемая тема вписывается в « большую картину, под названием – жизнь».

·         Обучение областям знаний. Ученики обретают нужные знания и навыки, если они понимают, как важна данная дисциплина в их дальнейшей жизни.

·         Развивать навыки мышления высокого и низкого уровня одновременно. Ученики должны понимать связь между отдельными элементами полученной информации и уметь применять их в различных жизненных ситуациях.

·         Стимулировать перенос знаний из одной области в другую. Ученикам следует развивать умение применять свои навыки, знания, понятия, полученные в определенных условиях, в новых ситуациях.

·         Учить детей учиться.  Так как  объём материала, который можно усвоить в рамках существующей системы преподавания ограничен, ученики должны научиться самостоятельно получать часть материала для расширения своего кругозора.

·         Устранять все неясности сразу.  У учеников могут закрепиться ошибочные представления о явлениях, если у них нет возможности услышать альтернативное мнение.

·         Продвигать работу в команде.  Умение сотрудничать важно в 21 веке, не говоря уже о том, что оно является важным условием для эффективного овладения значимыми навыками.

·         Использовать технологии. Умение работать с технологическими средствами – еще один важный навык.

·         Поощрять креативность.  Развитие творческих способностей требует как от учителей, так и от учеников, способности мозга формировать образы, и может происходить в рамках любой дисциплины, а не только предметов, связанных с искусством.

·         Защищать окружающую среду. Ученик должен хорошо осознавать взаимосвязь и существующие механизмы природы, ценить их важность, а также эффективно и ответственно использовать природные ресурсы.

Школа должна создать условия для формирования личности, обладающей этими качествами. Но для этого, прежде всего, необходим постоянный поиск путей решений педагогических проблем, ибо, по словам Д.И. Менделеева: «Только тот учитель и будет действовать плодотворно на всю массу учеников, который сам силён в науке, ею обладает и её любит».

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»