Организация работы с одарёнными детьми
Свирид Нила Васильевна
Дополнительное образование представляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных наклонностей. Индивидуально-личностная основа деятельности учреждения дополнительного образования позволяет удовлетворить запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени.
Проблема работы с одаренными детьми актуальна и перспективна для системы дополнительного образования, поскольку одаренные дети являются творческим и интеллектуальным потенциалом для развития дополнительного образования.
Выявление одаренности должно начинаться уже в раннем детстве на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Проявление одаренности у ребенка в первую очередь зависит от родителей, которые должны быть предельно внимательны к талантам и склонностям своего ребенка. На разных возрастных этапах жизни работа с ним по развитию одаренностей будет разная. В начале жизненного пути большую роль в этом процессе играют родители. Они просто обязаны создать условия для проявления одаренности своего ребенка. Вот поэтому многие родители водят своего ребенка в разные спортивные, художественные и др. кружки.
Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности педагогов. Развитие творческого потенциала таких учащихся предполагает разработку и реализацию специальных программ. В эти программы должны быть включены разработки по развитию творческих способностей детей, коммуникативных, лидерских и иных личностных качеств, способствующих дальнейшей социальной адаптации одаренных детей.
Цель работы с одаренными детьми – развитие творческих способностей в условиях дифференцированного и индивидуального обучения. Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
- Знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с детьми, через:
- проведение педагогических советов с приглашением специалистов;
- обучение на курсах повышения квалификации;
- подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений;
- научно-методическую работу по данному направлению (с последующим обсуждением и обменом опытом)
- Выявление одаренных детей по итогам:
- конкурсов и иных соревновательных мероприятий;
- диагностических данных;
- длительного целенаправленного педагогического наблюдения;
- выявления мнения родителей о склонностях, об особенностях личностного развития их ребенка.
- Формирование индивидуального банка данных;
- Разработка и внедрение индивидуальных и групповых программ, позволяющих более полно удовлетворять интересы обучающихся.
Принципы работы с одарёнными детьми.
- Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения);
- Принцип опережающего обучения;
- Принцип комфортности в любой деятельности;
- Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся;
- Принцип развивающего обучения;
- Принцип добровольности.
Условия успешной работы с одарёнными детьми:
- Осознание важности этой работы каждым членом коллектива учреждения и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к обучению и творчеству.
- Создание и постоянное совершенствование методической системы.
- Включение в работу с одаренными детьми в первую очередь педагогов, обладающих определенными качествами: Педагогу необходимо стремиться ощущать психологическую атмосферу в группе:
- уметь наблюдать за детьми;
- воспринимать выражение глаз ребят, их мимику и т.д.;
- обращать внимание на поведение и на настроение;
- быть гибким и оперативным в своих реакциях на поведение в группе;
- учиться видеть себя со стороны глазами детей;
- стремиться поставить себя на место ребенка;
- честно признавать свои ошибки;
- чаще контактировать с детьми в свободное время;
- уметь слушать детей;
- быть инициативным;
- быть щедрым на одобрение, похвалу, поощрение;
- понимать и уважать ребенка;
- уметь анализировать ошибки своих сверстников и свои;
- обращать внимание на взаимоотношения детей в коллективе.
Проблемы в работе с одарёнными детьми:
- Ослабленность научно-методической поддержки педагогов, работающих с данной категорией учащихся.
- Неподготовленность педагогов к индивидуализации обучения.
- Нуждаются в оказании методической и практической помощи родители способных и одарённых детей.
- Требует совершенствования сотрудничество педагогов и родителей в создании условий для развития учащихся.
Указанные проблемы приводят к тому, что творческий и интеллектуальный потенциал одаренных детей не раскрывается в полной мере. Каждый одаренный ребенок – индивидуальность, требующая особого подхода. Проблема обучения и развития одарённых детей требует пристального внимания и тесного взаимодействия всей педагогической общественности.