Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Организация работы с одарёнными детьми

Свирид Нила Васильевна

Дополнительное образование представляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных наклонностей. Индивидуально-личностная основа деятельности учреждения дополнительного образования позволяет удовлетворить запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени.

Проблема работы с одаренными детьми актуальна и перспективна для системы дополнительного образования, поскольку одаренные дети являются творческим и интеллектуальным потенциалом для развития дополнительного образования.

Выявление одаренности  должно начинаться уже в раннем детстве на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Проявление одаренности у ребенка в первую очередь зависит от родителей, которые должны быть предельно внимательны к талантам и склонностям своего ребенка.  На разных возрастных этапах жизни  работа с ним по развитию одаренностей будет разная. В начале жизненного пути большую роль в этом процессе играют родители. Они просто обязаны создать условия для проявления одаренности своего ребенка. Вот поэтому многие родители водят своего ребенка в разные спортивные, художественные и др. кружки.

Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности педагогов.  Развитие творческого потенциала таких учащихся предполагает разработку и реализацию специальных программ. В эти программы должны быть включены разработки по развитию творческих способностей детей, коммуникативных, лидерских и иных личностных качеств, способствующих дальнейшей социальной адаптации одаренных детей.

Цель работы с одаренными детьми – развитие творческих способностей в условиях дифференцированного и индивидуального обучения. Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с детьми, через:

- проведение педагогических советов с приглашением специалистов;

- обучение на курсах повышения квалификации;

- подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений;

- научно-методическую работу по данному направлению (с последующим обсуждением и обменом опытом)

  • Выявление одаренных детей по итогам:

-  конкурсов  и иных соревновательных мероприятий;

-  диагностических данных;

-  длительного целенаправленного педагогического наблюдения;

-  выявления мнения родителей о склонностях, об особенностях личностного развития их ребенка.

  • Формирование индивидуального банка данных;
  • Разработка и внедрение индивидуальных и групповых программ, позволяющих более полно удовлетворять интересы обучающихся.

 

 

Принципы работы с одарёнными детьми.

  • Индивидуализация обучения  (наличие индивидуального плана обучения);
  • Принцип опережающего обучения;
  • Принцип комфортности в любой деятельности;
  • Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся;
  • Принцип развивающего обучения;
  • Принцип добровольности.

Условия успешной работы с одарёнными детьми:

 

  • Осознание важности этой работы каждым членом коллектива учреждения и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к обучению и творчеству.
  • Создание и постоянное совершенствование методической системы.
  • Включение в работу с одаренными детьми в первую очередь педагогов, обладающих определенными качествами: Педагогу необходимо стремиться ощущать психологическую атмосферу в группе:

-          уметь наблюдать за детьми;

-          воспринимать выражение глаз ребят, их мимику и т.д.;

-          обращать внимание на поведение и на настроение;

-          быть гибким и оперативным в своих реакциях на поведение в группе;

-          учиться видеть себя со стороны глазами детей;

-          стремиться поставить себя на место ребенка;

-          честно признавать свои ошибки;

-          чаще контактировать с детьми в свободное время;

-          уметь слушать детей;

-          быть инициативным;

-          быть щедрым на одобрение, похвалу, поощрение;

-          понимать и уважать ребенка;

-          уметь анализировать ошибки своих сверстников и свои;

-          обращать внимание на взаимоотношения детей в коллективе.

Проблемы в работе с одарёнными детьми:

  • Ослабленность научно-методической поддержки педагогов, работающих с данной категорией учащихся.
  • Неподготовленность педагогов  к индивидуализации обучения.
  • Нуждаются в оказании методической и практической помощи родители способных и одарённых детей.
  • Требует совершенствования сотрудничество педагогов и родителей в  создании условий для развития учащихся.

Указанные проблемы приводят к тому, что творческий и интеллектуальный  потенциал одаренных детей не раскрывается в полной мере. Каждый одаренный ребенок – индивидуальность, требующая особого подхода. Проблема обучения и развития одарённых детей  требует пристального внимания и тесного взаимодействия всей педагогической общественности.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»