Возможности обновления мастерства учителя географии в условиях реализации УМК «Сферы»
Явловская Мария Анатольевна,
учитель географии МОБУ СОШ №33 г. Якутска
Одной из ключевых компетенций школьного урока географии является профессиональная работа с интеллектом, здоровьем, духовно-нравственным образом ученика, возможность преемственности знаний начальной школы, среднего звена и старших классов, предусмотренных учебной программой ФГОС. Знания ученика должны быть универсальны, умения и навыки приемлемы в мире стремительных технологий, глобальных проблем человечества, затрагивающие интересы конкретного человека, его семьи. На первый план в содержании географического образования выходит деятельностная составляющая – те приемы и способы деятельности, выработанные у ученика и определяющие уровень его готовности к решению различных задач. Таким образом, в реальном учебном процессе знания становятся ориентировочной основой организации деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время.
Базовая форма обучения школы - урок. В нашей школе кабинетная система. Кабинет географии оснащен полным комплектом интерактивного оборудования. Современный урок географии – яркая эмоциональная подача информации, корректное использование новых технологий, интересный тренинг, занимательная практическая работа.
Качественной поддержкой содержания урока является УМК «Сфера», издательства «Просвещение». Учебно-методический комплекс создан в единой методологии, объединенной общими методическими принципами, направленными на достижение необходимых метапредметных, предметных и личностных результатов. Общими методическими принципами построения УМК «Сферы», отвечающим требованиям нового образовательного стандарта, следует считать:
· Единство построения;
· Преемственность в содержании;
· Единство навигационной системы;
· Ориентация на развитие самостоятельной познавательной деятельности;
· Обеспечение доступа к дополнительным источникам информации;
Я отработала в 2013-14 году курс географии 6 класса: «Планета Земля», автор – А.А. Лобжанидзе. Курс насыщен землеведческим содержанием, сложен для полного усвоения работы с компасом, транспортиром, требует навыков анализа тематических карт, ориентирования по топографической карте, умения обработки статистических таблиц по теме: «Климат»: составление климатограмм, розы ветров и т.д.
УМК география стал для меня и уроком партитурой учебного действа. Урок заиграл ритмичностью, активной мотивацией учащихся, познавательной деятельностью, насытился информативностью и позитивной эмоциональностью.
УМК охватывает всю палитру урока географии. В него входят: учебник, тетрадь-тренажер, тетрадь-практикум, тетрадь-экзаменатор, атлас, электронный вариант учебника. Ученику стало интересно. Мотивация интереса поглощает внимание каждого ребенка, на уроке нет равнодушных. Практико -ориентированные задания оставляют след морального удовлетворения от усвоенной теории, навыкам работы с планом, умением ориентации по компасу, транспортиру, представлению о системе координат, навыкам определения географических координат, первичной классификации горных пород и минералов,
Содержание УМК соответствует возрастной психологии, одновременно охватывает 70 % вопросов ЕГЭ, это умение определения географических координат, ориентирование по плану местности, номенклатуре в пределах масштаба 1:90 000 000, строению географической оболочки и явлений в ней.
Разделы курса «План и карта», тема «Географические координаты», «Атмосфера», тема «Климат», связан с 2-мя разделами математики 6 класса «Положительные и отрицательные числа», «Координаты на плоскости», тема «Координаты на прямой» , «Координатная плоскость». Здесь уместно по демонстративной наглядности Электронное приложение «Практикум». Тема «Построение графика годового хода температур», «Розы ветров», «Определение географических координат». Опираясь на многолетний опыт работы хочется отметить, что УМК импонирует оперативностью логической подачи учебного материала, метапредметными связями с разными фундаментальными науками. Интеллект 12-летнего ученика еще в образе окружающих предметов и явлений. Поэтому живые примеры географических задач позволяют решать практико-ориентированные вопросы. Решение учеником посильных практико-ориентированных заданий повышает учебно-познавательную мотивацию ученика. Растет самооценка ученика, чувство профессионального удовлетворения учителя.
УМК «Сфера» 6 класса способствует формированию целостности образовательного пространства, солидарности творчества учебного процесса ученик-учитель-ученик, выполнению основных задач ФГОС, качественной подготовке к ЕГЭ. Именно поэтому решать новые задачи школьного географического образования сможет только тот учитель, для которого значимой служит модель субъект-субъективного сотрудничества, при которой педагог переходит на равнопартнерскую позицию « вместе с обучаемым», что в полной мере позволяет данный УМК.