Учебники в современной школе
Аврамова Алеся Владимировна,
учитель информатики ГБОУ СОШ №134
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
имени С.Дудко
В современной школе происходят большие перемены, они коснулись и школьных учебников. Во многом, по каким учебникам учатся российские школьники, зависит общий уровень образования. В рамках исследований PIRLS и TIMSS была собрана информация о наиболее популярных учебниках в школах России. Исследования показали, что большинство учителей использует в своей работе учебники, по которым школьники учились еще в советские времена. Рассмотрим все за и против такой позиции учителей.
«К нашему большому сожалению, учебники, которые сейчас используются в большинстве школ, не обеспечивают опережающего формирования умений работать в свободной ситуации», — отметила руководитель Центра оценки качества образования РАО Галина Ковалева.
С этими славами трудно не согласиться. Новые стандарты в образовании дают большие возможности учителям самостоятельно разрабатывать учебные программы, корректировать их под свой учебный процесс, но и ставят не простые задачи. Например, каким заданием он должен сформировать те или иные метапредметные результаты. И в этом, несомненно, могут помочь новые учебники, где будут те самые задания.
Введение ФГОС нового поколения не испугало учителей начальных классов, но как быть со старшей школой. Никто не отменяет проверочные, диагностирующие и мониторинговые работы по предметам, а также ЕГЭ. Ведь объем знаний, который проверяется этими формами оценки, остался прежним.
Многие учителя выступают против изъятия из учебного процесса старых учебников. По словам автора учебников по химии Лилия Кузнецовой «Учебник — не простая книга. Это застывший учебный процесс».
Многие учителя справедливо утверждают, существует тот объем получаемых знаний, который требует и зубрежки (и не разовой перед экзаменом, а систематической), и частого повторения. Отсюда двойственность в положении учителя: с одной стороны, необходимость развивать мыслительный навык ребенка с другой — проверочные работы по старинке.
Впрочем, это доказывает, что менять нужно не только учебники. Еще одним необходимым педагогическим инструментом эксперты назвали систему внутришкольного и внутриклассного оценивания. Изменение, которое позволит учителям следить за индивидуальным прогрессом ученика и направлять его усилия в нужную сторону.
Просто хорошо учиться в школе, выполняя все задания, сейчас стало недостаточно. Если школьник хочет сдать экзамены, ему придется учиться самому. Школа в новых стандартах должна создавать учебное пространство для развития ребенка, а не учить в привычном понимании этого слова. Она только научит ребенка извлекать информацию.
Впрочем, на практике — пока никто не знает, как внедрять «мыследеятельностный подход». Детей продолжают «натаскивать».
Чтобы изменить данную ситуацию министр образования и науки Дмитрий Ливанов заявил: "Сейчас важно, чтобы каждая школа с учетом своих особенностей и традиций разработала собственную образовательную программу на основе рекомендованной". По словам министра, на поддержку учителей-новаторов и создателей авторских программ обучения будут предоставлены специальные субсидии на инновационную деятельность.
Вице-президент Российской академии образования, президент Евразийской Ассоциации оценки качества образования Виктор Болотов, что уже ведется работа по изменению качества учебников и стандартов образования: «Подходы, которые мы сформировали в рамках международных исследований, мы используем для введения новых образовательных стандартов. Материалы PISA легли в основу стандартов для основной школы».
Помогут ли учебники нового поколения справиться с трудностями, вставшими на пути современного учителя, покажет время. Работы эта трудная и требующая больших усилий. Но, несомненно, одно в наш компьютерный век учитель по старинке все равно работать не сможет. Учитель должен стать человек творческой натуры, и результатом его работы должен быть творчески развитый школьник, способный завтра быть достойным гражданином своей Родины, способным учиться самостоятельно в течение всей своей жизни. А учебники нового поколения просто обязаны помочь учителю в достижении этой цели.
Литература:
1. Тенденции развития науки и образования: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 июля 2015 г.: в 3 частях. Часть III. М.: Изд-во «АР-Консалт», 2015 г.- 169 с.
2. Батюкова З.И., Сравнительное образование в контексте международных сравнительных исследований, Проблемы современного образования, 2010, № 3, 41-46