К вопросу об адаптации пятиклассников
Иванова Елена Анатольевна,
ГБОУ гимназия №41 имени Эриха Кестнера
Приморского района Санкт-Петербурга
ГБОУ гимназия №41 имени Эриха Кестнера
Приморского района Санкт-Петербурга
Время. Как оно летит быстро. Только выпустила девятый класс, как мне доверили очередной 5 класс. А ведь это совершенно уже другие дети, чем не-сколько лет назад.
Современный ребенок растет и развивается в интенсивной среде. Ученик сталкивается с колоссальным потоком информации, которая постоянно обнов-ляется, с большим количеством деловых и личных контактов (в том числе виртуальных).
В 5 классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проб-лема адаптации к новым условиям обучения, т.е. ребенку необходимо приспосо-биться к новым условиям школьной деятельности, начиная от внешней (кабинет-ной системы) и заканчивая внутренней (установление контактов с разными учи-телями, усвоение новых предметов). В этом возрасте (10-11 лет) дети в основ-ном доверчиво относятся к взрослым, они открыты, признают авторитет стар-ших, ждут от них поддержки и помощи. Это открывает большие возможности с точки зрения воспитательных влияний. Вот здесь в роли проводника в «в новую жизнь» должен выступить классный руководитель. Он как «вторая мама» для ребенка в этот сложный период.
Сейчас вспоминаю с улыбкой, как первые недели мои ребята оставляли в кабинетах пиджаки, физкультурную форму и даже портфели. Не могли привык-нуть, что новый предмет - это другой кабинет.
Чтобы лучше узнать ребенка, а ребенок раскрылся для тебя, надо больше проводить с ним времени. К часам предметника прибавляются классные часы, но не только тематические (посвященные определенным датам), больше бесед-диспутов и занятий: «Как организовать свое время», «Как добиться цели» и т.п.
А также в это время, по-моему, классный руководитель как можно больше дол-жен проводить с пятиклашками выездов на экскурсии или походы в театры и т.п. Ведь не секрет, что живем мы в основном «спальном районе», и большинство детей из-за загруженности родителей знают свой город только благодаря пла-номерной работе учителей. К этому вопросу надо подходить очень тонко, ведь современному ребенку традиционные экскурсии неинтересны, поэтому необ-ходимо открывать и для них и для себя новые адреса. За эти месяцы мы побы-вали в Интерактивном музее занимательной науки «ЛабиринтУм» (дети были в восторге), в музее хлеба (занятие по изучению бытовых традиций русской куль-туры «Каравай»), в «Океанариуме» (кроме обзорной экскурсии, проводилось занятие), в Интерактивном музеи «Умникум» (впечатлений «море»). Успели даже сходить в Михайловский театр на балет «Чипполино». Для большинства детей это было открытие (и сам театр и балет). Провели автобусную экскурсию по Санкт-Петербургу. После каждой совместной поездки я слышу только одно:
« Когда и куда мы еще поедем».
В тоже время, одной из главных задач, которая стоит перед классным руководителем развить у детей самостоятельность, умение планировать, умение ставить и реализовывать свои цели. Но те навыки, которые получают ученики в школе, иногда недостаточны. Поэтому приходиться осваивать инновационные технологии, т.е. новые подходы в работе с детьми.
Недавно я познакомилась, освоила и начинаю внедрять новую систему приемов, позволяющих человеку эффективно организовать свою деятельность по достижению поставленных целей. Эта система приемов называется «Тайм-менеджмент для детей, или как научить школьников организовывать свое время» (авт. Т.В. Меркулова, Т.В. Беглова). Главное отличие этого курса в том, что как привлечь детей к освоению приемов организации времени.
Актуальность этой системы связана с запросами современности – на проектный стиль деятельности. Ребенок, как в школьной, так и в личной жизни
реализует разного рода проекты. Поэтому должен себя организовать и понимать, в какой последовательности необходимо предпринять шаги для достижения результатов. Если у ребенка нет своей цели, то нет и желания найти время для того, чтобы ее достичь.
Эта система состоит из занятий под руководством педагога, которые включают игры, упражнения, развивающие у детей способность «чувствовать время, понимать влияние субъективных факторов на восприятие времени и очень важная задача – отслеживать ситуации, в которых время расходуется впустую».
Сначала я начала работать с модулем «Осмысление понятия «Время»». Цель – познакомить детей с различными аспектами категории времени: время физическое, психологическое, историческое. Тема эта не нова. Важнейшей задачей школы было всегда обучение детей навыкам планирования. На началь-ной ступени были: «Режим дня», «Расписание уроков», «Дневник», «План мероприятий на четверть» и т.д. Но этого уже не достаточно. Вопрос эффектив-ности связан не только с достижением результата, но и какой ценой это было достигнуто. Тайм-менеджмент – это особый подход к жизни, при котором чело-век оптимально использует свои временные ресурсы.
Для ребенка отслеживание времени является очень трудной задачей. Ученик должен понимать «ценность» каждой временной единицы. В основном, это понимание строится с опорой на быт или природные явления. Например: «Вторник» - это когда у нас урок «Изобразительное искусство», «Неделя» - это время, когда надо ходить в школу. Вот здесь и начинается работа учителя с особой системой. Не надо ограничиваться только занятиями, а включать надо задания на дом. Ученик должен проследить за собой, чтобы потом рассказать или написать, как он приступает к подготовке домашнего задания и т.п.
Любому классному руководителю по силам применить данную систему.
Главное донести до детей, что время ограничено. Каждый человек может прожить только свое неповторимое время, заполняя его поразному и разными способами.
Литература
Меркулова Т.В., Беглова Т.В. «Тайм-менеджмент для детей, или как научить школьников организовывать свое время» - Москва , Педагогический университет «Первое сентября», 2014г.
,