Семья и педагоги - кто важнее!?
Антонова Татьяна Анатольевна
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящим перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».
Необходимость обращения к проблеме взаимодействия с родителями предопределяется рядом причин, особое место среди которых в настоящее время занимает осознание особой роли семьи в процессе социализации. Семья оказывает огромное влияние на процесс и результат социального развития ребёнка.
Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена добрыми руками родителей и заботой воспитателей. Родительская любовь даёт человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищённости. Кто помогает родителям в воспитании детей? Воспитатели – первые помощники родителей, в их руках дети становятся любознательными, активными, творческими.
Достичь высокого качества образования наших воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство, возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи. На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями.
Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складывается эмоционально – нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем. Но не всегда семья оказывается в состоянии удовлетворить образовательные потребности ребенка. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги дошкольного образовательного учреждения, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, в повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьей строится, как правило, на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, способностей и т.д. В дошкольных учреждениях взаимодействию с семьей уделяется особое внимание.
Для дошкольника не существует мира вообще, а есть лишь ближайшее окружение, которое и определяет его поведение. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и детского сада, а именно - сотрудничества, взаимодействия и доверия. Социальное развитие детей раннего и дошкольного возраста осуществляется под влиянием разных факторов, важнейшим из которых является ближайшее социальное окружение, то есть – семья. Основная цель взаимодействия детского сада семьей состоит в целенаправленном и систематическом повышении психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам социального развития их детей. Педагоги должны рассказывать родителям об особенностях личностного развития детей в разные возрастные периоды, об организации предметной и социальной развивающей среды, окружающей ребенка дома; содействовать развитию интереса родителей как воспитателей детей к грамотной организации семейного воспитания, к изучению личности своего ребенка.
Существуют различные технологии сопровождения взаимодействия с семьёй дошкольника. Широкое внедрение ИКТ-технологий в практику взаимодействия дошкольных учреждений с семьёй - дополнительный информационный ресурс. Рубрики такого Интернет-портала могут быть разнообразны:
- - новости детского сада (доска объявлений, благодарности родителям);
- - документы и нормативные акты (советы юриста, документы Департамента образования);
- - авторские разработки педагогов (сценарии праздников, досугов, подборки стихов и загадок); дидактические материалы для родителей (медиа-консультации для родителей, экспресс-практикумы, Интернет-семинары и дистанционные круглые столы);
- - кулинарные рецепты для детского питания (советы диетолога, рецепты блюд для детей с особенностями развития);
- - медицинская информация (календарь прививок, противопоказания к их применению, советы по закаливанию, симптоматика детских болезней, профилактика заболеваний);
- - адреса и режим работы центров дополнительного образования; репертуар детских театров и формы приобретения билетов на представления для детей.
ИКТ-технологии позволяют в формате дискуссионного клуба или гостевой книги обсуждать статьи, вести диалог. Набирает обороты пилотажный проект "Детский сад в прямом эфире
Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта.
Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр детей
Технология исследовательской деятельности
Технология портфолио дошкольника
Технология «Портфолио педагога»
Технология «ТРИЗ»(теория решения изобретательских задач) Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.
Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи. Пробудить интерес к жизни детей в ДОУ, привлечь родителей к участию в мероприятиях помогают досуговые формы организации общения. Так же необходимо использовать такие формы взаимодействия как:
Педагогический консилиум.
Групповые собрания родителей «Круглый стол».
Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей.
Родительский совет (комитет) группы.
«Дни открытых дверей».
Презентация дошкольного учреждения.
Клубы для родителей.
Устный педагогический журнал.
«Родительский университет».
Мини-собрания.
Посещение семьи.
Повышению продуктивности взаимодействия с родителями, объединению усилий родителей и детей способствует и проведение конкурсов. Возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, способствует пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания. Постепенно родители убеждаются, что их участие в жизни детского сада важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это важно для их собственного ребенка. Использование новых форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты: меняется характер взаимодействия педагогов с родителями, многие становятся активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Сотрудничество с родителями - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего – дети!
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.