Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методическая разработка

Физкультминутки на уроках творческого развития

Византий Оксана Ивановна

Пояснительная записка

Приходя из общеобразовательной школы, из мира «оценок» на занятия в детский творческий центр, ребенку необходим момент переключения из одной среды в другую. Нужны своеобразные адаптационные «мостики» от обязательной, подчас суровой школьной атмосферы, к более свободной, творческой. Как не оборвать связь между двумя значимыми этапами дня ученика и объединить все то, что было в первой половине дня и что будет во второй, на дополнительных занятиях в кружках, студиях, театральных мастерских? «Физкультминутки», без которых не проходит ни один урок в начальной школе, безусловно, может послужить «спасательным кругом». Во-первых, детям уже знакома полюбившаяся игровая форма (не нужно ничего учить, а стоит с ними лишь вспомнить движения и текст, которые, наверняка, отложились в памяти). Во вторых, уставших упрямцев, их шалости, естественную егозливость и баловство с помощью нехитрых упражнений и веселых, забавных текстов мы переводим, плавно погружаем в театральную среду, где дисциплина нужна не меньше, чем в обычной школе. Таким образом, мы не искусственно форсируем дисциплину любой ценой, вступая порой чуть ли не в искусственную борьбу между педагогом и учеником «кто - кого», а как бы трансформируем сознание обучающихся, направляя «потоки» энергии в нужное русло, т.е. подводим к самой структуре творческого урока (к «зачину», «построению полукруга» и т.д.)

Цели и задачи

Целью данной статьи является описание методики использования современных средств обучения, распространение и обобщение собственного педагогического опыта.

Задачи: адаптация обучающихся к творческой среде, раскрепостить внутреннюю природу чувств у обучающихся, «разбудить» и подготовить тело к творческому уроку, при помощи «физкультминуток» снять усталость и напряжение организма обучающихся, пробудить интерес у учеников к творческому уроку, создать условия для развития мотивации детей к познанию и творчеству.

Первая часть творческого урока по своей структуре менее подвижна: сидя в «полукруге» дети слушают класс, улицу, соседа слева-справа, ищут запахи, щупают лоскутки, находят друг в друге новое, считают и находят предметы на «букву», хлопками отбивают ритм песни и т.д., что требует вдумчивого, погруженного в процесс отношения. Потому, если побегать, попрыгать, размяться – можно и посидеть в полукруге на стульях, не боясь, что дети устанут и заскучают. Итак, физкультминутки. Они бывают семи видов:

  1. Гигиенические, оздоровительные (ноги, руки в движении);

  2. Гимнастика для глаз (следить за кружочком, рукой и т.п.);

  3. Танцевальные (произвольные) под музыку;

  4. Ритмические (под счет);

  5. Физкультурно - спортивные (под марш);

  6. Двигательно – речевые (инсценировки стихов)

  7. Подражательные.

    Для удобства запоминания текстов и движений «физкультминутки» можно систематизировать по алфавиту.

    Дидактические материалы.

    Заготовленные карточки формата 10*10 см с напечатанным на них текстом коротких стихотворений и песенок. Пример:

    А– декламируем стих про букву «а»

    А-начало алфавита,

    Тем она и знаменита,

    А узнать ее легко:

    Ноги ставит широко.

    (Дети должны стоять, широко расставив ноги. На каждый счет руки поочередно: на пояс, на плечи, вверх, два хлопка, на плечи, на пояс, вниз – два хлопка. Темп постепенно убыстряется.)

    Аист.

    Дети декламируют стих, повторяя за «аистом» все движения:

    -Аист, аист длинноногий,

    Покажи домой дорогу.

    Аист отвечает:

    - Топай правою ногой,

    Топай левою ногой.

    Снова - правою ногой,

    Снова – левою ногой,

    После – правою ногой,

    После – левою ногой,

    Вот тогда придешь домой.

    Барабан.

    Пара барабанов, пара барабанов - бьют, бьют, бьют, бьют, бьют, бьют.

     (Дети «берут» воображаемые барабаны и кистями рук показывают быстро движения барабанных палочек.)

    Буратино.

    Буратино потянулся

    Раз – нагнулся,

    Два – нагнулся,

    Три – нагнулся.

    Руки в сторону развел,

    Ключик видно не нашел.

    Чтобы ключик нам достать,

    Нужно на носочки встать.

    (Дети декламируют стих, выполняя движения)

     Бегущие спортсмены.

    Руки у детей согнуты в локтях. Бег на месте.

    Бокс.

    Резкое сгибание и разгибание рук, пальцы сжаты в кулак.

    Бабочка.

    Спал цветок и вдруг проснулся,

    Больше спать не захотел.

    Шевельнулся, потянулся,

    Взвился вверх и полетел.

    Солнце утром лишь проснется

    Бабочка кружит и вьется.

    Ванька – встанька.

    Ванька – встанька,

    Приседай – ка.

    Непослушный ты какой!

    Нам не справиться с тобой.

    Ветер.

    Ветер дует нам в лицо,

    Закачалось деревцо.

    Ветер тише, тише, тише.

    Деревцо все выше, выше, выше.

    (Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» - выпрямляются.)

    Гриб.

    Гриша шел, шел, шел,

    Белый гриб нашел.

    Раз – грибок,

    Два – грибок,

    Три – грибок,

    Положил их в кузовок.

    (Декламируя стих, дети имитируют движения грибника: идут, нагибаются и кладут грибы в воображаемую корзинку. Движения должны быть неторопливыми, ритмичными.)

    Дождь.

    Приплыли тучи дождевые:

     - Лей, дождь, лей!

    Дождинки пляшут, как живые:

     - Пей, рожь, пей!

    И рожь, склоняясь к земле зеленой,

    Пьет, пьет, пьет.

    А теплый дождик неугомонный

    Льет, льет, льет.

    (Дети стоят, вытянув руки вперед, ладонями вниз. После первой строки начинают свободно встряхивать кистями рук. Затем, продолжая встряхивания, поворачивают ладони вверх, потом снова поворачивают руки ладонями вниз.

    Дровосек.

    Соединенные пальцы рук подняты вверх над головой. Ноги прямые. Глубоким взмахом нужно разрубить пень воображаемым топором, затем выпрямиться.

    Если нравится тебе.

    Педагог поет песню и показывает движения. Дети подпевают и вслед за учителем делают все движения.

    Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка в ладоши).

    Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка за коленками).

    Если нравится тебе, то делай так (2 притопа ногами).

    Если нравится тебе, то ты скажи: «Хорошо!»

    Если нравится тебе,

    То и другим ты покажи.

    Если нравится тебе,

    То делай все.

    Елочка.

    У маленьких детишек елочка большая.

    Огоньками и шариками елочка сверкает.

    Ай, да елочка, погляди, погляди (дети хлопают в ладоши).

    Деткам, елочка, посвети, посвети.

    (Дети поднимают над головой руки и поворачивают ладони вправо и влево, потом читают стихи.)

    Не коли нас, елочка,

    Веточкой лохматой (грозят пальчиком),

    Убери иголочки

    Дальше от ребяток.

    Жук.

    На лужайке, на ромашке

    Жук летал в цветной рубашке.

    Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

    Я с ромашками дружу.

    Тихо по ветру качаюсь,

    Низко-низко наклоняюсь.

    Я нашла себе жука

    На большой ромашке.

    Не хочу держать в руках –

    Пусть лежит в кармашке (дети показывают).

    Ой, упал, упал мой жук (нагибаются),

    Нос испачкал пылью.

    Улетел, улетел зеленый жук,

    Улетел на крыльях (дети машут руками).

    Зарядка.

    (Текст стихотворения сопровождается движениями детей)

    Каждый день по утрам

    Делаем зарядку (ходьба на месте).

    Очень нравится нам

    Делать по порядку:

    Весело шагать (ходьба ),

    Руки поднимать (руки вверх),

    Приседать и вставать (приседание 4 – 6 раз),

    Прыгать и скакать (10 прыжков).

    Ива.

     - Ива, ивушка моя!

    Кто, скажи, твои друзья?

     - Солнышко меня ласкает,

    Ветер косы заплетает.

    (Г. Виеру)

    (Девочки «становятся» ивами, делают наклоны вправо – влево, поправляя волосы и косички)

    Йод.

    Йод хороший,

    Йод не злой.

    Зря кричишь ты: «Ой-ой-ой!» -

    Чуть завидев с йодом склянку.

    Йод порой, конечно, жжет,

    Но быстрее заживет

    Йодом смазанная ранка.

    (В. Лунин)

    (Дети представляются врачами – пациентами)

    Кузнечики.

    Поднимайте плечики,

    Прыгайте, кузнечики,

    Прыг-скок, прыг-скок.

    Сели, травушку покушаем,

    Тишину послушаем.

    Тише, тише, высоко,

    Прыгай на носках легко.

    (Надо оттолкнуться одной ногой и мягко приземлиться на другую.)

    Кузнец.

    Эй, кузнец, молодец,

    Захромал мой жеребец.

    Ты подкуй его опять.

    - Отчего-ж не подковать?

    Вот гвоздь, вот подкова –

    Раз, два и готово.

    (Дети шагают, припадают то на одну, то на другую ногу, разводят руки в стороны, кулаками ударяют перед собой в воздухе на каждое слово.)

    Лебеди.

    Лебеди летят, крыльями машут,

    Прогнулись над водой,

    Качают головой.

    Прямо и гордо умеют держаться,

    Очень бесшумно на воду садятся.

    Белые лебеди,

    Лебеди летели

    И на воду сели.

    Сели, посидели,

    Снова полетели.

    (Дети показывают лебедей, размахивая руками, как крыльями, прогибаются, качают головой, приседают.)

    Маляры.

    Красим дом (плавно сверху вниз водим руками).

    Красим скамейку (движения слева направо).

    Новый год.

    (С элементами драматизации)

    Дети, взявшись за руки, образуют два круга и читают стих:

    У всех Новый год,

    И у нас Новый год.

    (Делают шаг с притопом и одновременно хлопают в ладоши, поворачиваясь в правую и в левую стороны.)

    Возле елочки зеленой

    (Оба круга движутся вокруг елки в разные стороны.)

    Хоровод, хоровод.

    Пришел Дед Мороз,

    К нам пришел Дед Мороз.

    (Продолжая держаться за руки, делают легкие наклоны головой в разные стороны, как бы сообщая друг другу эту новость.)

    Он игрушек и хлопушек,

    И конфет нам принес.

    (Кружатся на месте, подняв руки и вращая кистями.)

    Он добрый у нас,

    Он веселый у нас,-

    (Делают шаг с притопом, одновременно хлопают, поворачиваясь в разные стороны.)

    Возле елочки зеленой

    Сам пошел с нами в пляс.

    (Взявшись за руки, идут двумя кругами в разных направлениях.)

    Обезьянки

    Лучшие качели

    Гибкие лианы.

    Это с колыбели

    Знают обезьяны.

    Кто весь век качается,

    Да-да-да!

    Тот не огорчается

    Никогда!

    (Ученики слегка пружинят в коленях с раскачиванием рук вперед-назад (качели).

    Когда говорят: « Да-да-да!) хлопают, произнося две последние строчки – прыгают.

    Пильщики

    Мы пилили доску,

    С утра у нас дела.

    Стальные зубы остры,

    Легко идет пила.

    Мы сейчас бревно распилим,

    Пилим, пилим, пилим, пилим.

    Раз-два, раз-два,

    Будут на зиму дрова.

    (Дети имитируют движения пильщиков.)

    Рыбки

    У реки росла рябина,

    А река текла-рябила.

    Посредине глубина,

    Там гуляла рыбина.

    Эта рыба – рыбий царь…

    Называется - …(пескарь)

    Рыбки весело резвятся

    В чистой тепленькой воде,

    То сожмутся, разожмутся,

    То зароются в песке.

    (Дети показывают резвящихся рыбок)

    Самокат

    Самокат, самокат,

    Самокату очень рад.

    Сам качу, сам качу

    Самокат куда хочу.

    Одну ногу (пружиня) дети слегка сгибают в коленях. Другой ногой имитируют

    Движение отталкивания, как при езде на самокате (нога как бы скользит, не касаясь пола).

    Точильщики

    Точим нож!

    Будет очень он хорош.

    Будет резать он припасы:

    Масло, сало, хлеб, колбасы,

    Помидоры, огурцы…

    Угощайтесь, молодцы!

    Дети имитируют движения точильщика: проводят ладонью то одной, то другой руки с переворотом. На две последние строки – четыре хлопка.

    Уточка луговая

    Уточка, луговая,

    Серая, полевая,

    Где ты ночку ночевала?

    Под кустиком, под березкой.

    Сама, утя, хожу,

    Детей своих вожу.

    Сама, утя, поплыву.

    Детей своих поведу.

    ( Выбирается «уточка». Дети, ходят по классу за уточкой, должны выполнять за ней все движения: то переваливаются с ноги на ногу, то идут, положив ладони на колени, то «плывут», делая круговые движения руками перед грудью.)

    Физкультпривет

    На болоте две подружки, две зеленые лягушки

    Утром рано умывались, полотенцем растирались.

    Ножками топали, ручками хлопали,

    Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.

    Вот здоровья в чем секрет.

    Всем друзьям - физкультпривет!

    (Дети сопровождают чтение стихотворения движениями.)

    Хомка

    Хомка-хомка, хомячок,

    Полосатенький бочок.

    Хомка раненько встает

    Щечки моет,

    Шейку трет.

    Подметает хомка хатку,

    И выходит на зарядку.

    Раз, два, три, четыре, пять!

    Хомка хочет сильным стать.

    (Дети имитируют все движения хомячка.)

    Цапля

    Очень трудно так стоять,

    Ножку на пол не спускать

    И не падать, не качаться, За соседа не держаться.

    (Стихотворение декламируется детьми 2 раза; первый раз дети стоят на одной ноге, второй раз – на другой.)

    Часы

    Тик-так, тик-так –

    Все часы идут вот так:

    Тик-так.

    ( Наклонить голову то к одному, то к другому плечу.)

    Смотри скорей, который час:

    Тик-так, тик-так, тик-так.

    (Раскачиваться в такт маятника.)

    Налево – раз, направо – раз,

    Мы тоже можем так.

    Ноги вместе, руки на поясе.

    (На счет «раз» голову наклонить к правому плечу, потом – к левому, как часики.)

    Тик-так, тик-так.

    Шляпа

    Я надел большую шляпу,

    Сел у елочки под лапу.

    Не найдет меня щенок,

    Потому что я – грибок.

    Щетки

    Щеткой этой чищу зубы,

    Щеткой этой башмаки,

    Щеткой этой чищу брюки,

    Все три щетки мне нужны.

    (Дети берут воображаемые щетки и производят с ними действия.)

    Эму

    Я про страуса,

    Про эму,

    Написал бы вам

    Поэму,

    Но никак я не пойму:

    Эму он

    Или эму?!

    (Б. Заходер)

    Дети бегают  по кругу класса, в наблюдении за страусами.

    Юла

    Юла возле Юльки

    Крутится, поет,

    Юле и Юре

    Спать не дает.

    (Дети показывают как вертится юла)

    Яблоко

    Вот так яблоко!

    Оно соку сладкого полно.

    Руку протяните,

    Яблоко сорвите.

    Стал ветер веточку качать,

    И трудно яблоко достать.

    Подпрыгну, руку протяну

    И быстро яблоко сорву!

    Вот так яблоко!

    Оно соку сладкого полно.

     

    Литература

    Аким Я. Буква за буквой. – М., 1964.

    Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1985.

    Виеру Г. Веселая азбука. – М., 1979.

    Волина В. В. Занимательное азбуковедение: Кн. Для учителя. – М.,1991.

    Заходер Б. Моя вообразилия. – М., 1987.

    Корогодский З. Я. Начало. – СПб., 1996.

    Копылова Е. Е., Качалов Ю. М. Основы актерского мастерства по методике З. Я. Корогодского. – М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2008, - 192с., ил

    Маршак С. Веселая азбука. – М., 1986.

    Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя. – М., 1983.

    Михалков С. Азбука. – М., 1962.

    Сапгир Г. Забавная азбука. – М., 1963.

    Яснов М. Праздник букваря. – Л., 1987.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»