Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Решение задачи формирования научного мировоззрения и химической картины природы на основе ведущих идей учебного предмета

Волкова Юлия Михайловна,
к.п.н., учитель химии, методист ИМЦ
ГБОУ лицей № 384 Кировского района Санкт-Петербурга

        Содержание учебного предмета всегда определяется теми целями, которые реализует обучение данной дисциплине. В методике обучения химии традиционно в качестве одной из важнейших целей химического образования называется формирование научного мировоззрения и химической картины природы. Эта фундаментальная роль химического образования соответствует современной личностно-ориентированной парадигме и идеям развивающего обучения.

         Под термином «научная картина мира» (НКМ) философы понимают «целостный образ мира, имеющий исторически обусловленный характер», система «отражения основных связей существующих между звеньями материального мира» (А.А. Макареня), «целостный и обобщенный образ мира, включающий представления о природе, обществе, человеке» (Л.Ф. Кузнецова).

        Одной из составных частей НКМ является химическая картина природы (ХКП). Задача формирования у школьников представлений о химической картине природы является основой для отбора и конструирования содержания школьного курса химии.

          Многие ученые акцентируют внимание на многообразных функциях ХКП (В.С. Вязовкин, Л.Я. Зорина, Л.Ф. Кузнецова, Н.Е. Кузнецова, А.А. Макареня, В.Л. Обухов, Т.В. Смирнова, М.Г. Ярошевский). В содержании образования особенно важными являются следующие функции ХКП: мировоззренческая (ХКП является теоретической основой процесса формирования научного мировоззрения); синтезирующая (ХКП как источник важнейших идей химического познания); систематизирующая (упорядочение и организация эмпирического и теоретического знания); методологическая (ХКП выступает как критерий включения новых научных фактов в систему химического знания); эвристическая; описательная и объяснительная;  функция наглядности, образовательная, воспитательная, функция формирования современного стиля мышления.

         Химическую картину природы (ХКП) понимают как «особую форму систематизации научного знания, в рамках которой происходит синтез наиболее фундаментальных положений химии, других естественных наук и современной им формы материалистической философии» (В.С. Вязовкин).    

        Концептуальная структура химической картины природы (КС ХКП) включает философские и естественнонаучные принципы, химические теории и законы, понятия, факты, научные проблемы и гипотезы. Центральным компонентом КС ХКП являются понятия. Среди них выделяются наиболее фундаментальные (химический элемент, химическое  соединение, химическая связь, химическая реакция), общенаучные (система, симметрия, равновесие, структура) и философские категории (материя, движение, явление, количество, качество и т.д.). Данный компонент ХКП представлен в содержании стандарта базового химического образования в основном химическими и частично общенаучными понятиями. Обобщения на уровне философских категорий при изучении школьного курса химии практически не происходит.  

         Следующий компонент – философские и фундаментальные естественнонаучные принципы. К философским принципам относятся: материальность и объективность химических соединений и процессов, взаимосвязь всех природных объектов, их непрерывное развитие и т.д. Теоретический базис ХКП «выполняет система наиболее фундаментальных естественнонаучных принципов, лежащих в основе химических теорий»: зависимость свойств веществ от их химического строения, стремление реакционной системы к уменьшению её энергии, обратимость химических процессов и другие. В содержании обучения химии данному компоненту не уделяется достаточного внимания, что сказывается на отсутствии у учащихся целостного восприятия природы.

        Важным компонентом ХКП являются химические законы и теории. Они  могут быть разделены на две группы: общие для всего естествознания (закон сохранения энергии) и специфичные для химии (кинетические законы). Обе группы законов и теорий представлены в содержании предмета однократно, разобщенно и вне их связей, как между собой, так и с другими компонентами содержания предмета.

         Кроме указанных компонентов в КС ХКП входят наиболее значимые актуальные проблемы науки и научные гипотезы, т.е. «вероятное знание, правоту или ошибочность которого ещё предстоит доказать». Это наиболее сложный материал для понимания учащихся и его включение в содержание предмета – достаточно спорный вопрос.       

          По причине огромной значимости все указанные компоненты ХКП (кроме гипотез) должны быть представлены в виде целостной системы в содержании учебного предмета в дидактически переработанной форме,                     с учетом возрастных особенностей мышления учащихся. Если содержание курса химии формировать основываясь на КС ХКП, то к традиционно присутствующие в программах теории, законы, понятия и факты должны основываться, «произрастать», из ведущих идей учебного предмета. Имеется в виду не только отбор и конструирование содержания курса на основе важнейших идей предмета «химия», но ивключение самих идей в содержание предмета в качестве самостоятельных объектов изучения.

         Предметная структура содержания школьного образования не способствует целостному восприятию природы. Поэтому, особенно важным является выделение ведущих идей, вокруг которых группируется весь учебный материал и которые обеспечивают синтез и интеграцию содержания учебного предмета в единое целое (В.С. Лернер, М.Н. Скаткин).

        Система научных знаний должна быть уплотнена и сведена к единым логическим основаниям, позволяющим ученикам прогнозировать и самостоятельно «выводить» новые знания из уже имеющихся (П.И. Пидкасистый, Б.И. Коротяев). Сделать это станет возможно тогда, когда в  каждом учебном предмете будут выделены наиболее значимые «единицы знаний», которые будут выполнять функцию оснований с которых описываются и объясняются объекты и явления.

        Ведущие идеи выполняют функцию системообразующих связей в содержании учебных предметов. Вокруг них происходит объединение отдельных структурных элементов содержания в систему. Учебная тема связывает в единое целое ведущие идеи разных учебных предметов (Г.Ф. Федорец).

         Многие ученые и методисты внесли вклад в разработку ведущих идей курса химии: Н.Е. Кузнецова, А.А. Макареня, В.Л. Обухов, Т.В. Смирнова, Ю.В. Ходаков, Г.М. Чернобельская, С.Г. Шаповаленко.

         Всесторонний анализ состояния химического образования позволил Н.Е. Кузнецовой в 80-х годах ХХ века сделать вывод о том, что в реальной практике обучения отсутствует системная работа по формированию ведущих идей курса химии. В настоящее время эта проблема не только продолжает быть актуальной, но и усугубляется в связи с большим разнообразием учебных программ и уменьшением числа часов, отводимых учебным планом на изучение химии.

          Многолетние исследования И.М. Титовой доказывают, что  «традиционное содержание обучения должно быть проанализировано с позиций современных достижений науки с целью отработки и отбора того перечня идей…, которые должны быть усвоены каждым обучающимся в средней школе…». Под «идеями» здесь понимается «комплекс взаимосвязанных, поэтапно раскрывающихся знаний с мотивирующей их изучение компонентой». Обращается внимание на то, что «перечень таких идей должен быть обозримым». Таким образом, ведущие идеи учебного предмета – это необходимый элемент содержания курса химии и один из важнейших критериев отбора учебного материала.

         Как уже отмечалось, одной из наиболее значимых целей химического образования является формирование у учащихся основ научного мировоззрения и представления о современной химической картине природы. Для этого содержание общего химического образования должно включать все компоненты концептуальной структуры ХКП дидактически переработанные с учетом возрастных возможностей учащихся.

         Концептуальная структура ХКП включает фундаментальные философские и естественнонаучные принципы, теории, законы, системы понятий, факты. Основополагающие философские и естественнонаучные принципы являются  базой ХКП и отражаются в содержании курса в ведущих идеях учебного предмета.

          Ведущие идеи учебного предмета, в отличие от остальных компонентов ХКП, не являются самостоятельными объектами изучения в школьном курсе химии. До сих пор бытует мнение, что учащиеся  самостоятельно  осваивают ведущие идеи курса по мере изучения учебного предмета. Не высокий уровень понимания предмета показывает ошибочность данного предположения и подводит к выводу о необходимости включения ведущих идей как самостоятельных объектов изучения.

         Ведущие идеи каждого учебного предмета естественнонаучного цикла – это обобщение конкретно-научных и философских представлений о мире, которые лежат в основе усвоения учащимися содержания обучения.  

          Можно предположить, что источники ведущих идей содержания общего химического образования должны иметь те же, что и ХКП: философия, естествознание и химия, история химической науки.

        Поскольку перечисленные источники ведущих идей ОХО отличаются уровнем обобщения изучаемого материала, то ведущие идеи на их основе можно представить в виде определенной иерархической структуры :

  • идеи философского уровня;
  • идеи естественнонаучного (надпредметного) уровня;
  • идеи предметного химического уровня.

I. Ведущие философские идеи cодержания предмета «Химия»

          Философские идеи – наиболее обобщенные и абстрактные из всех идей. Они являются фундаментом для построения как самих естественных наук, так и учебных предметов на их основе. Они образуют философский базис ХКП и входят в её концептуальную структуру в виде принципов, на которых базируются все остальные элементы данной системы (законы, теории, гипотезы, понятия). В числе наиболее значимых философских идей курса химии  следует назвать:

  • объективность и неуничтожимость материального мира;
  • познаваемость и неисчерпаемость материи;
  • материальное единство мира и его многообразие;
  • иерархия и системная организация природы;
  • взаимосвязь и взаимообусловленность компонентов природы;
  • природное равновесие и опасность его нарушения;
  • развитие природы, фиксируемое в законах диалектики (единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания, переход количественных изменений в качественные).

         Конечно, указанные философские идеи не могут быть в полной мере представлены в курсе 8-9 классов, но формирование первоначальных представлений о некоторых из них вполне осуществимо (идея многообразия природы, взаимосвязи её компонентов, познаваемости и неуничтожимости материи). Остальные ведущие идеи могут выступать в качестве ориентиров при отборе и конструировании содержания ООХО (идеи материального единства мира, иерархии и системной организации природы, природное равновесие и опасность его нарушения).

II. Ведущие идеи естественнонаучного уровня

         Каждая локально-научная картина природы (КП) (физическая, химическая, биологическая) содержит в своей концептуальной структуре основополагающие естественнонаучные принципы и законы, составляющие теоретический базис научных представлений. Эти фундаментальные идеи вступают в отношения соответствия с философскими идеями, подвержены их влиянию, являясь более конкретным выражением философских оснований.

         Фундаментальными принципами естествознания являются принципы: системности, направленности процессов, периодичности, симметрии,  относительности (В. А. Игнатова). Огромное значение для наук о природе имеют законы сохранения энергии и массы. Эти законы также являются более конкретным выражением ведущей философской идеи неуничтожимости материи.

         Идеи естественнонаучного уровня выполняют интегрирующую и координирующую функции. Результатом интеграции является сведение частных картин мира в единую научную картину природы. Фундаментальные естественнонаучные идеи помогают координировать научное химическое знание.

III.Ведущие идеи предметного уровня

        Основываясь на исследованиях Б.М. Кедрова, А.А. Макарени, В.Л. Обухова и В.И. Кузнецова в истории химии можно выделить идеи, которые должны усвоить учащиеся при изучении химии:

  • главная задача химии на протяжении всей её истории – получение  веществ с необходимыми свойствами;
  • иерархия материальных систем вещества: атом, молекула (ион или радикал),   кристалл, реакционная система реагентов (и катализатора),   

     самоорганизующаяся    биохимическая система;   

  • история химии представляет собой последовательное появление четырёх концептуальных систем: учение о составе веществ, структурная химия, учение о химическом процессе, эволюционная химия.

         Структура учебного курса редко основывается на иерархии форм химической организации вещества, а значит остаётся за рамками изучения проблема эволюции вещества в природе. В содержании школьного курса химии необходимо найти адекватную форму отражения иерархии материальных систем вещества: атом химического элемента, молекула химического соединения как унитарная система, система реагирующих веществ,  высокоорганизованная каталитическая система. Данный подход целесообразно использовать при конструировании повторительно-обобщающего курса химии 11-го класса. В содержании обучения химии в основной школе представление о иерархической структуре вещества может формироваться во время изучения строения атома, химической связи, закономерностей протекания химических реакций и систематизации знаний в ходе итогового обобщения учебного материала.

        Идея развития истории химии как последовательной смены четырёх концептуальных систем может быть сформирована у учеников старших классов химического профиля в  результате широкого обобщения историко-научных сведений.

        Анализ действующих учебных программ курса химии показывает, что авторы по-разному выделяют и формулируют ведущие идеи учебного предмета. Для реализации целей обучения, необходима единая система ведущих идей учебного предмета (находящая отражение в разнообразных авторских программах). В эту систему должны войти положения, которые дают возможность создать представление об общих закономерностях явлений природы, которые тесно связаны с изучаемым материалом и доступны для понимания учащихся данного возраста.

         Основываясь на мнении ученых, можно выделить следующие важнейшие идеи основного общего химического образования:

·         многообразие веществ в природе;

·         единство элементного состава всех веществ на Земле;

·         иерархия и системная организация вещества;

·         действие законов сохранения массы и энергии в химических процессах;

·         взаимосвязь физических и химических явлений и процессов в природе и промышленности;

·         генетическая связь между классами неорганических соединений;

·         зависимость свойств веществ от их состава и строения;

·         обусловленность применения веществ их свойствами;

·         периодичность изменения свойств элементов и их соединений с увеличением заряда ядра атомов как следствие периодического изменения электронных структур атомов.

         В старших классах средней школы целесообразно проводить формирование еще нескольких идей предметного уровня (а также идей естественнонаучного и философского уровней, описанных выше):

  • направленность химических процессов в сторону образования более устойчивых соединений;
  • возможность управления химическими (в том числе равновесными) процессами;
  • синтез новых элементов, сплавов, полимеров как пример познаваемости и неисчерпаемости материи.

      Для представления в содержании курса ведущих идей учебного предмета, требуется их дидактическая интерпретация и специальная методика формирования. Такая методика должна включать в себя несколько последовательных этапов: 

  1. Изучение важнейших понятий темы и фактов из которых можно посредством индукции вывести важную закономерность или идею.
  2. Формулировка вывода, на основе изученных фактов.
  3. Составление (в конце изучения темы) обобщающей схемы, демонстрирующей взаимосвязь понятий между собой, а также с важнейшими законами или теориями.
  4. Формулировка ведущих идей, подтверждением которых служит материал данной темы.
  5. Итоговое обобщение изученного за учебный год материала на основе ведущих идей предмета.

Таким образом, отбор и конструирование содержания курса химии на основе ведущих идей учебного предмета будет способствовать:

  • обобщению изученного материала на уровне фундаментальных принципов       естествознания и философских категорий;
  • целостному восприятию химических теорий и соотнесению их с  историческим контекстом их формирования;
  • формированию как химических, общенаучных так и философских понятий;
  • обеспечению углублённого понимания учащимися фактических данных, осознанному усвоению химических законов и теорий.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»