Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Значение, задачи и формы связи между учебными предметами

Андреева Людмила Валериевна,
преподаватель математики  Федерального государственного
казенного общеобразовательного учреждения
«Кронштадтский морской кадетский корпус
Министерства оборона Российской Федерации»

Современный этап развития науки характеризуется все возрастающей связью и взаимопроникновением наук, особенно физики и математики с другими отраслями знаний. Физика развивается в тесной связи с математикой. Математика - это не только язык физики, "... это язык плюс рассуждения, это как бы язык и логика вместе". Математические  методы широко используются в физике как для отработки опытного материала, так и для разработки теорий. В свою очередь, физика оказывает значительное влияние на развитие математики.

В настоящее время в курсе алгебры учащиеся рано изучают функциональную зависимость между величинами и графики функций. Все это имеет очень большое значение для курса физики, так как способствует получению своевременной подготовки, необходимой для изучения физики на достаточно высоком математическом уровне. Однако успешное решение этих вопросов во многом зависит от того, в какой мере осуществляется межпредметная связь между физикой и математикой. Большую помощь в осуществлении межпредметных связей физики и математики могут оказать совместные уроки физики и математики.

При проведении совместных уроков необходимо стремиться к максимальному разнообразию методике их проведения, конечно, с учетом содержания целей урока и возрастных особенностей учащихся. Обычный комбинированный урок имеет довольно жесткую структуру с малой свободой выбора деятельности для учащихся. Они вынуждены включаться в однообразную деятельность, что само по себе вызывает утомление и скуку. Смена деятельности, наоборот, снижает утомляемость, дает новый толчок развития познавательных интересов. Более всего интересна для учащихся поисковая, исследовательская деятельность, работа с дополнительной литературой, а также работа, где предлагается свободный выбор задания, так как чаще всего именно в этом случае учащиеся достигают успеха.

На совместных уроках необходимо приводить сведения из истории, наглядно доказывающие взаимосвязь двух наук. До определенного времени математика была наукой для избранного круга любителей - мудрецов да для купцов и финансистов. Пока Декарт не ввел в математику понятие переменная величина, польза от нее была ограниченной. Но лишь только она стала изучать перемещение величины и функции, лишь только она научилась описывать процессы, описывать движения, она стала необходима всем. На совместных уроках есть возможность показать, что неизвестные можно обозначать различными буквами и рассматривать одно и тоже уравнение относительно различных параметров.

Обобщающие уроки имеют большое значение в курсах физики и математики, так как они позволяют не только повторить пройденный материал, но и объединить его в единое целое, показать связи между изученными на отдельных уроках понятиями, законами, величинами. На этих же уроках можно расширить и углубить знания, рассмотреть некоторые технические применения, сделать исторические обзоры, показать взаимосвязь двух наук - физики и математики.

Уроки математики можно проводить в кабинете физики. Само проведение урока в другом кабинете уже вызывает  интерес, так как ожидание новизны, ситуация удивления создает благоприятный эмоциональный фон. Кроме того, здесь можно осуществить межпредметную связь в чистом виде.

Например, урок решения задач по физике «Физик в гостях у математика»  Такой урок может быть проведен в любых классах, но наиболее необходим в классах, когда учащиеся только начинают изучать физику. Они должны увидеть, что «математика - это язык физики». Можно  как бы «перевернуть» урок и пригласить математиков в гости к физикам. В процессе решения математических задач ученики должны вспомнить, где им приходилось использовать данный математический материал на уроках физики.

При проведении таких уроков учащиеся не только убеждаются в глубокой связи физики и математики, но глубже и прочнее усваивают изученные на уроках математики и физики понятия и явления.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»