Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Психофизиологические коррекционные упражнения, направленные
на снятие напряжения и оздоровление школьника

Котыхова Юлия Юрьевна,
учитель начальных классов
ГБОУ лицей № 384
Кировского района Санкт-Петербурга

Ни для кого не секрет, что здоровье наших детей в течение последних десятилетий неуклонно ухудшается. Всё больше число детей приходит  в школу, уже имея те или иные хронические заболевания. Согласно данным последних исследований сегодня высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными, приобретенными заболеваниями. В связи с этим, стало очевидным, что гораздо важнее пробудить в детях желание заботиться о своём здоровье, основанное на их заинтересованности в учёбе. Это является одним из важнейших условий формирования здорового образа жизни. Следовательно, основная работа в данном направлении ложится на плечи педагогов. Возникает необходимость активного участия учителей начальной школы в разработке и внедрении здоровьесберегающих технологий.

Учащийся — это прежде всего живой человек, а «ученик» - это его социальная роль. Как и все люди, учащийся нуждается в достаточном количестве сна, еды, качественной экологии и движении. Однако классно-урочная система значительно ограничивает физиологические потребности учащихся, и основная задача заключается в создании условий для восполнения физических ресурсов путем специальных упражнений.

Такими упражнениями могут вступать техники дыхания, упражнение по методике су-джок, техники «гимнастики мозга».

1. Способы снятия напряжения путём работы с дыханием.

Техники работы с дыханием непосредственно помогают избавиться от внутреннего и внешнего напряжения через расслабление или, напротив, активизацию. Глубокое замедленное дыхание позволяет расслабиться, а часто и поверхностное дыхание, напротив, позволяет войти в активный рабочий ритм.

Техника «Дыхание треугольником».

Представьте себе, что под пяткой левой ноги у тебя находится облако с густым голубым воздухом. Представьте, что этот воздух вы можете вдохнуть пяткой. Вдохните и задержите вдох на несколько секунд в области затылка, а затем выдохните его через пятку  правой ноги.

Повторите это упражнение 5-6 раз. Получится, что вы дышите как бы треугольником.

(Понаблюдайте, какого цвета воздух вы выдыхаете правой пяткой (серый, чёрный и т. п.). Нужно выполнять упражнение до тех пор, пока выдыхаемый воздух не станет тоже голубого цвета. Голубым цветом рекомендуется подышать еще 1-2 минуты.

Техника «Волна»

Сделайте глубокий вдох. Сначала выпячивая живот («надувая его как шарик»), а затем поднимаем грудную клетку. Если смотреть со стороны, то отчётливо видно, что живот и грудь вздымаютя волной — отсюда и название техники. Задерживать дыхание на пике подъёма груди нужно не больше, чем на 1-2 секунды. Выдыхать важно медленно, чтобы выдох получался длиннее вдоха.

Дыхательное упражнение Энкельманна.

Вдохните, медленно выдохните, затем также медленно сделайте глубокий вдох. Задержите дыхание на 4 секунды. Вновь выдохните и медленно сделайте глубокий вдох. Задержите дыхание на четыре секунды и выдохните. Повторите это упражнение 5 - 6 раз. Оно способствует расслаблению организма и снятию психологического напряжения.

Задуй свечу.

Сделайте глубокий спокойный вдох. Набирая в лёгкие как можно больше воздуха. Вытянув губы трубочкой. Медленно выдохните, как бы дуя на свечу, при этом длительно произнося звук у-у-у-у.

Повторите упражнение 5-6 раз.

Ленивая кошечка.

Поднимите руки вверх, затем вытяните вперёд потянитесь, как кошечка. Почувствуйте как тянется тело. Затем резко опустите руки вниз, одновременно на выдохе произнося звук а! Повторите упражнение несколько раз.

2. Упражнение по методике су-джок.

Техника су-джок основана на массаже определённых точек, энергетически важных для человека.

Пальцами правой руки помассируйте мизинец левой. Делайте движения вверх, вниз. Теперь проделайте то же самое с мизинцем правой руки. Далее нужно соблюдать эту последовательность: сначала палец на левой рук, потом на правой.

3. Техники «гимнастики мозга».

Техники «гимнастки мозга» помогают активизировать работу обоих полушарий головного мозга , что позволяет улучшить мыслительную деятельность учащегося.

«Сова».

Ладонью правой руки помассируйте область шеи и плеча с противоположной стороны. Делайте также сжатия ладонью. Словно вы месите тесто. Голова должна двигаться в направлении противоположного плеча, имитируя движение совы.. Каждый нажим на плечо и лёгкий поворот головы , сопровождается звуком «Ух». Затем упражнение выполняется в противоположную строну.

«Ленивая восьмёрка».

Вытяните правую руку вперёд и поднимите вверх большой палец. Взгляд фиксируйте на кончике большого пальца. Рисуйте в воздухе лежачую восьмёрку (или знак бесконечности). Начинать рисунок надо всегда налево и вверх середина восьмёрки на уровне переносицы.

Упражнение выполняется примерно 1 минуту. Затем надо сменить руку и выполнить «ленивую восьмёрку», фиксируя взгляд  на кончик большого пальца правой руки. Восьмёрка идёт налево и вверх.

Соедините руки в замок. Сотрите на кончик большого пальца. Выполняйте «Ленивую восьмерку двумя руками. Упражнение выполняется около минуты.

Упражнение помогает активизировать работу двух полушарий головного мозга одновременно. Желательно выполнять упражнение в ситуациях, когда нужно сосредоточиться (например, перед чтением).

«Думательный колпак».

Большим и указательными пальцами мягко оттягивают назад и прижимают (массируют) раковины ушей.

Указательный палец на внешней части ушной раковины, большой палец - на внутренней. Выполняется 1-2 минуты. Массаж начинают сверху и продолжают вниз.

Упражнение помогает сосредоточиться на слухе и процессе слушания, расслабляет напряжение в мышцах головы.

«Перекрёстный шаг».

Упражнение похоже на шаг на месте. Движение одной рукой и противоположной ногой навстречу друг-другу. Выполняется упражнение  2-5 минут.

Данное упражнение можно использовать до начала. В процессе и после окончания интеллектуального труда.

« Колечко».

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и д.т. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнения выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

«Кулак – ребро - ладонь». 

Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Количество повторений – по 8-10 раз.

«Зеркальное рисование». 

Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга

Данные техники и упражнения я использовала в своей работе с разными возрастными группами: детьми младшего школьного возраста, учащимися 9 и 11 классов (в период подготовки к экзаменам) и даже в центре реабилитации инвалидов с пожилыми людьми. Эти техники просты в использовании и уже не раз подтвердили свою эффективность. Предлагаю педагогам использовать их в качестве здоровьесберегающих технологий на уроке.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»