Портфолио кадета – инструмент динамики
образовательных достижений обучающегося
Куция Марина Геннадьевна,
воспитатель(Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.),
Федеральное государственное казенное
общеобразовательное учреждение
«Кронштадтский морской кадетский военный корпус
Министерства обороны Российской Федерации»
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников. Информация об этом вносится в портфолио обучающегося.
Основная Философия портфолио ученика:
- Смещение акцента на то, что ученик знает и умеет
- Интеграция количественной и качественной оценок
- Перенос акцента с внешней оценки на самооценку ученика
Функции портфолио
- Диагностическая - фиксирует изменения и рост за определённый период времени
- Целеполагание – поддерживает учебные цели
- Мотивационная – поощряет результаты учащихся, преподавателей, родителей
- Содержательная – раскрывает весь спектр выполняемых работ
- Развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году
- Рейтинговая – показывает диапазон навыков и умений
Портфолио как инновационный продукт носит системный характер и используется как:
- процессуальный способ фиксирования достижений учащихся;
- копилка полезной информации;
- наглядные доказательства образовательной деятельности ученика.
Условно Портфолио можно разделить на три основные группы:
- Папка достижений в начальной школе
- Портфель достижений учащихся 5-7 классов
- Портфолио выпускника
Согласно этому делению, к нам пришли дети, первые обучающиеся по ФГОС.
Кадеты набора 2015 года представили Папки своих достижений, которые были проанализированы воспитателями учебной роты. Мы получили интересную информацию о наших воспитанниках.
Папки достижений имеют следующие разделы
- информация о семье
- документ, подтверждающие успехи в учебе,
- творческие работы
Из анализа Папок достижений и опыта работы можно сделать вывод, что обучающиеся нового набора обладают повышенной мотивацией к обучению, более разносторонние и самостоятельные.
Информация, содержащаяся в Папках достижений, достаточно полно и объективно характеризует кадет, в чем мы имели возможность убедиться.
После анализа Папок достижений учащихся возник вопрос:
«Как создать Портфолио учащегося основной школы?»
За прошедший период мы предприняли следующие шаги:
в каждом классе воспитателями ведется табель успеваемости учащихся,
а в портфолио мы предложили кадетам раздел «Учебная активность», где они смогут не только фиксировать результаты обучения, но и самостоятельно спланировать зону ближайшего развития
и представить динамику результатов своей учебы графически
В корпусе традиционно на каждого кадета ведется «Карточка учета поощрений и взысканий. Записи ведутся в хронологическом порядке.
В портфолио мы предлагаем разбить эту информацию по разделам
(например, раздел «Творческая активность»),
а пока предложили кадетам конкурс на лучший дизайн разделов портфолио.
Также мы провели небольшой опрос среди родителей наших кадет:
Как они относятся к созданию и ведению портфолио?
Большинство родителей, будучи уверенными, что портфолио обязательно поможет при поступлении в ВУЗ, очень кропотливо отнеслись к его заполнению, а некоторых в этом убеждали учителя, создавая мотивацию для создания портфолио их детей.
Привожу несколько ответов.
1). Что мы можем сказать о портфолио? Портфолио - это история наших детей, что сумели или нет. Кто знает? Но мы знаем, они старались, и если это возможно, давайте уважать их выбор.
2). Идей много, но не следует забывать о главном, что это не папка куда складывают всё подряд и чем толще она, тем лучше. Мы, ребёнок, родители должны видеть, как ребёнок развивается. Портфолио - это сборник документов и результатов, в котором должен фиксироваться прогресс достижений. Мы же наблюдаем только внешнюю красивую форму, а личностных продвижений нет. Должна быть видна динамика.
В процессе работы мы для себя определили основные принципы создания и работы с портфолио.
Памятка по ведению портфолио
1.Привлечение родителей к помощи при заполнении разделов портфолио.
2.Разделы портфолио не нумеровать, а располагать в произвольном порядке (по желанию).
3.Результат работ датируется, чтобы можно было отследить динамику, соответствующая оценка всегда сравнивает текущую работу ребёнка с более ранней.
4.Портфолио не использовать для сравнения детей между собой!!!
5.Рекомендуется объяснять детям принципы достоверности самооценки (чтобы она не была завышена или занижена).
6.Просмотр портфолио педагогом, родителями и другими учениками разрешается только с ведома и согласия ученика, которому принадлежит портфолио.
7.Страницы портфолио должны быть красиво оформлены, ребёнок должен понимать важность внешнего вида документа.
8.Важно, чтобы на каждом этапе в процессе продвижения к намеченной цели был зафиксирован успех ученика, т.к. именно успех – наилучший стимул для дальнейшего развития.
9.В конце учебного года можно провести презентацию и определить победителя в номинациях «Самый оригинальный портфолио», «За самое лучшее оформление работ», «За многогранность и талант», «За трудолюбие».