Метод эвристических вопросов
Денисенко Наталья Николаевна
Учебно-познавательная эвристическая деятельность осуществляется каждым учеником в соответствии с его индивидуальными особенностями. Ученик имеет право на осознанный и согласованный с педагогом личностный выбор основных компонентов своего образования: цели, содержания, средств, форм и методов обучения, а также системы контроля и оценки результатов. Именно поэтому современные технологии обучения нацелены на управление эвристической деятельностью учащихся, и содержание такого образования совпадает с теми задачами, которые находятся в основе построения технологий: модульно-развивающих, или личностно ориентированных, или дистанционных.
Много сказано об эвристических методах обучения и их влиянии на творческую деятельность учащихся, однако несколько положений стоит упомянуть. В настоящее время известен широкий круг форм эвристического обучения, которые направляют ученика к творчеству, активизируют его познавательные возможности, но есть метод, который известен уже тысячи лет. Это метод эвристических вопросов, который использовал в своей научной работе древнегреческий философ Квинтилиан.
Метод опирается на утверждение, что для отыскания сведений о каком-либо событии или объекте, необходимо поставить семь ключевых вопросов. Кто? Что? Зачем? Как? Где? Чем? Когда? Ответы на эти вопросы и их сочетания порождают необычные идеи и их решения по исследуемому объекту. Как учитель может воспользоваться такими положениями? Умело сочетая вопросы и соображения, получаемые в ответ, педагог направляет учащихся на формулирование новых (для них) понятий, выводов и утверждений, использует их наблюдения для получения важных правил и приобретения знаний.
Скажем, не последнюю роль в данном процессе играет уровень мышления школьника и, конечно, владение учителем методики урока. Недостатки и ограничения: вы не получите особо оригинальных идей и решений и, как другие эвристические методы, этот не гарантирует абсолютного успеха в решении творческих задач. Однако умение отвечать на устные вопросы (эвристическая беседа) является эффективным средством организации перехода школьника на осознание способа последующей деятельности.
На каких же этапах урока целесообразно применять описанный метод? Например, на этапе мотивации, для создания проблемной ситуации. Педагогическое мастерство учителя означает, что он в совершенстве владеет знаниями об индивидуальных психологических особенностях каждого ученика, а значит, построит цепь логически направленных вопросов для подготовки к решению проблемы. Набор из 5-7 вопросов способен всесторонне оценить предмет или понятие, даже на этапе первоначального с ним знакомства. Например, как система вопросов поможет подвести ребенка к прогнозу относительно построения не только урока, но и темы. Тема «Действия с рациональными дробями», предлагаю ученикам такой диалог:
Дети, мы с вами ознакомились с понятием рациональной дроби, усвоили, как искать область допустимых значений таких дробей, очевидно, на этом не заканчивается их изучения. Тем более, что проведя аналогию с обыкновенными дробями, возникает необходимость научиться ...
Что? Что делать с дробями?
(Возможный ответ: «Выполнять действия с рациональными дробями»)
Итак, вы можете спланировать нашу работу на определенный период обучения? Кто? Кто скажет, с какого же действия начнем?
(Возможный ответ: «Начнем с самого легкого действия - сложения, далее изучим вычитание, умножение и деление».)
Какие? Если мы хотим изучать сложение рациональных дробей, то какие дроби удобнее складывать из вашего опыта о действиях с обыкновенными дробями?
(Возможный ответ: «Легче всего складывать дроби с одинаковыми знаменателями».)
Как? Как складываются дроби с одинаковыми знаменателями?
(Возможный ответ: «Складываются числители, а знаменатель пишется общий, и эта процедура несложная.»)
Зачем? Для чего, по вашему мнению, нам нужно уметь складывать рациональные дроби?
(Возможный ответ: «Например, для решения уравнений».)
Когда? Если научимся складывать дроби с одинаковыми знаменателями, то сможем складывать дроби с разными знаменателями?
Да. Для этого надо привести рациональные дроби к общему знаменателю, как и в случае обычных дробей …
Я довольна вашим прогнозом, следовательно, запишем тему урока, которую вы мне сами предложили.
Отсюда, как видим, метод эвристических вопросов имеет большие побудительные возможности. А дальше возможные вопросы и ответы: «что ожидаете получить в результате?», «Что нужно для этого?», «Чего не хватает?», «Что мешает?», «Почему следует делать именно так?»
На этапе формирования нового жизненного опыта метод эвристических вопросов поможет упорядочить уже имеющуюся информацию и способствовать творческому процессу. Комплекс перечисленных вопросов укажет ученику путь к правильному ответу, который появится не в виде готовых формулировок, а как результат собственной активной познавательной деятельности. Благодаря эвристическому подходу учитель может разрушить неверно сформированные стереотипы или представления школьников о том или ином понятии и понять его научную основу. Благодаря правильно построенной цепочки вопросов учитель формирует математическую интуицию, критическое мышление и расширяет багаж знаний.
Приведу пример применения эвристического метода вопросов на этапе упорядочения полученной информации. Применяю сочетание эвристических вопросов. Геометрия 10 класс, тема «Призма». Ученики посмотрели презентацию, перечитали теорию по учебнику.
Кто - что? Кто понял и сможет объяснить что такое призма? (Ученики формулируют определение призмы)
Зачем? Зачем знать свойства фигуры? (Ученики объясняют как знание свойств помогает в случае в конкретных жизненных ситуациях)
Как? Как изображают пространственную фигуру призму на плоскости, в частности в тетради? (Ученики с помощью учителя приводят алгоритм построения призмы, совместно комментируют шаги построения)
Где? Где в окружающей среде мы встречаемся с призмой? (Ученики перечисляют бытовые предметы, имеющие форму призмы)
Чем? Чем отличается призма от прямоугольного параллелепипеда, который мы изучали в 6 классе? (Ученики сравнивают две фигуры и называют общие и отличительные признаки)
Когда? Когда (в каких ситуациях) вы сможете применить полученные знания? (Ответы, переносят учебную ситуацию в жизненную)
На завершающем этапе урока метод эвристических вопросов особенно уместен. Точно задавая вопросы, начинающиеся с данного набора слов, мы удачно проговорим весь объем изученного материала. Например, тема «Иррациональные числа» (алгебра 8):
Что? Изучали сегодня на уроке? (Возможный ответ: «Сегодня мы познакомились с новыми числами - иррациональными»)
Кто-как? Кто из вас сможет теперь отличить иррациональные числа от рациональных? Как это сделать? (Возможный ответ: «Числа, которые записываются в виде бесконечной непериодической десятичной дроби и не могут быть записаны в виде обыкновенной дроби, у которой числитель является целым числом, а знаменатель - натуральным числом называются иррациональными»)
Когда-где? Когда вы впервые встретились с иррациональными числами? В каком классе? (Возможный ответ: «Число π является бесконечной непериодической десятичной дробью, следовательно иррациональным числом, с которым мы знакомились, когда изучали окружность в 6 классе»)
Зачем? Для чего нам нужны иррациональные числа? (Возможный ответ: «Чтобы найти сторону квадрата, у которого площадь, например, 5 квадратных единиц, чтобы по данному значению квадратичной функции найти значение аргумента»)
Чем? Чем отличается сегодняшний урок от предыдущих? (Возможный ответ: «Мы сегодня расширили свои знания о числовых множества»)
Сколько? Сколько вам нужно времени, чтобы выполнить домашнее задание темы?
По моему мнению данный подход поможет учителю осуществлять мотивированное обучение, обеспечит деятельность учащихся в направлении познания, создаст ситуацию напряжения в работе на уроке, а значит в дальнейшем при условии соответствующе организованной деятельности будет способствовать созданию личного результата каждого ученика.
Много сказано об эвристических методах обучения и их влиянии на творческую деятельность учащихся, однако несколько положений стоит упомянуть. В настоящее время известен широкий круг форм эвристического обучения, которые направляют ученика к творчеству, активизируют его познавательные возможности, но есть метод, который известен уже тысячи лет. Это метод эвристических вопросов, который использовал в своей научной работе древнегреческий философ Квинтилиан.
Метод опирается на утверждение, что для отыскания сведений о каком-либо событии или объекте, необходимо поставить семь ключевых вопросов. Кто? Что? Зачем? Как? Где? Чем? Когда? Ответы на эти вопросы и их сочетания порождают необычные идеи и их решения по исследуемому объекту. Как учитель может воспользоваться такими положениями? Умело сочетая вопросы и соображения, получаемые в ответ, педагог направляет учащихся на формулирование новых (для них) понятий, выводов и утверждений, использует их наблюдения для получения важных правил и приобретения знаний.
Скажем, не последнюю роль в данном процессе играет уровень мышления школьника и, конечно, владение учителем методики урока. Недостатки и ограничения: вы не получите особо оригинальных идей и решений и, как другие эвристические методы, этот не гарантирует абсолютного успеха в решении творческих задач. Однако умение отвечать на устные вопросы (эвристическая беседа) является эффективным средством организации перехода школьника на осознание способа последующей деятельности.
На каких же этапах урока целесообразно применять описанный метод? Например, на этапе мотивации, для создания проблемной ситуации. Педагогическое мастерство учителя означает, что он в совершенстве владеет знаниями об индивидуальных психологических особенностях каждого ученика, а значит, построит цепь логически направленных вопросов для подготовки к решению проблемы. Набор из 5-7 вопросов способен всесторонне оценить предмет или понятие, даже на этапе первоначального с ним знакомства. Например, как система вопросов поможет подвести ребенка к прогнозу относительно построения не только урока, но и темы. Тема «Действия с рациональными дробями», предлагаю ученикам такой диалог:
Дети, мы с вами ознакомились с понятием рациональной дроби, усвоили, как искать область допустимых значений таких дробей, очевидно, на этом не заканчивается их изучения. Тем более, что проведя аналогию с обыкновенными дробями, возникает необходимость научиться ...
Что? Что делать с дробями?
(Возможный ответ: «Выполнять действия с рациональными дробями»)
Итак, вы можете спланировать нашу работу на определенный период обучения? Кто? Кто скажет, с какого же действия начнем?
(Возможный ответ: «Начнем с самого легкого действия - сложения, далее изучим вычитание, умножение и деление».)
Какие? Если мы хотим изучать сложение рациональных дробей, то какие дроби удобнее складывать из вашего опыта о действиях с обыкновенными дробями?
(Возможный ответ: «Легче всего складывать дроби с одинаковыми знаменателями».)
Как? Как складываются дроби с одинаковыми знаменателями?
(Возможный ответ: «Складываются числители, а знаменатель пишется общий, и эта процедура несложная.»)
Зачем? Для чего, по вашему мнению, нам нужно уметь складывать рациональные дроби?
(Возможный ответ: «Например, для решения уравнений».)
Когда? Если научимся складывать дроби с одинаковыми знаменателями, то сможем складывать дроби с разными знаменателями?
Да. Для этого надо привести рациональные дроби к общему знаменателю, как и в случае обычных дробей …
Я довольна вашим прогнозом, следовательно, запишем тему урока, которую вы мне сами предложили.
Отсюда, как видим, метод эвристических вопросов имеет большие побудительные возможности. А дальше возможные вопросы и ответы: «что ожидаете получить в результате?», «Что нужно для этого?», «Чего не хватает?», «Что мешает?», «Почему следует делать именно так?»
На этапе формирования нового жизненного опыта метод эвристических вопросов поможет упорядочить уже имеющуюся информацию и способствовать творческому процессу. Комплекс перечисленных вопросов укажет ученику путь к правильному ответу, который появится не в виде готовых формулировок, а как результат собственной активной познавательной деятельности. Благодаря эвристическому подходу учитель может разрушить неверно сформированные стереотипы или представления школьников о том или ином понятии и понять его научную основу. Благодаря правильно построенной цепочки вопросов учитель формирует математическую интуицию, критическое мышление и расширяет багаж знаний.
Приведу пример применения эвристического метода вопросов на этапе упорядочения полученной информации. Применяю сочетание эвристических вопросов. Геометрия 10 класс, тема «Призма». Ученики посмотрели презентацию, перечитали теорию по учебнику.
Кто - что? Кто понял и сможет объяснить что такое призма? (Ученики формулируют определение призмы)
Зачем? Зачем знать свойства фигуры? (Ученики объясняют как знание свойств помогает в случае в конкретных жизненных ситуациях)
Как? Как изображают пространственную фигуру призму на плоскости, в частности в тетради? (Ученики с помощью учителя приводят алгоритм построения призмы, совместно комментируют шаги построения)
Где? Где в окружающей среде мы встречаемся с призмой? (Ученики перечисляют бытовые предметы, имеющие форму призмы)
Чем? Чем отличается призма от прямоугольного параллелепипеда, который мы изучали в 6 классе? (Ученики сравнивают две фигуры и называют общие и отличительные признаки)
Когда? Когда (в каких ситуациях) вы сможете применить полученные знания? (Ответы, переносят учебную ситуацию в жизненную)
На завершающем этапе урока метод эвристических вопросов особенно уместен. Точно задавая вопросы, начинающиеся с данного набора слов, мы удачно проговорим весь объем изученного материала. Например, тема «Иррациональные числа» (алгебра 8):
Что? Изучали сегодня на уроке? (Возможный ответ: «Сегодня мы познакомились с новыми числами - иррациональными»)
Кто-как? Кто из вас сможет теперь отличить иррациональные числа от рациональных? Как это сделать? (Возможный ответ: «Числа, которые записываются в виде бесконечной непериодической десятичной дроби и не могут быть записаны в виде обыкновенной дроби, у которой числитель является целым числом, а знаменатель - натуральным числом называются иррациональными»)
Когда-где? Когда вы впервые встретились с иррациональными числами? В каком классе? (Возможный ответ: «Число π является бесконечной непериодической десятичной дробью, следовательно иррациональным числом, с которым мы знакомились, когда изучали окружность в 6 классе»)
Зачем? Для чего нам нужны иррациональные числа? (Возможный ответ: «Чтобы найти сторону квадрата, у которого площадь, например, 5 квадратных единиц, чтобы по данному значению квадратичной функции найти значение аргумента»)
Чем? Чем отличается сегодняшний урок от предыдущих? (Возможный ответ: «Мы сегодня расширили свои знания о числовых множества»)
Сколько? Сколько вам нужно времени, чтобы выполнить домашнее задание темы?
По моему мнению данный подход поможет учителю осуществлять мотивированное обучение, обеспечит деятельность учащихся в направлении познания, создаст ситуацию напряжения в работе на уроке, а значит в дальнейшем при условии соответствующе организованной деятельности будет способствовать созданию личного результата каждого ученика.