Профилактика употребления психоактивных веществ
на уроках гуманитарного цикла
(литература, обществознание, право)
Акиншина Е.В.,
преподаватель социальных дисциплин высшей категории,
Гладченко Е.П.
преподаватель русского языка и литературы высшей категории
Санкт-Петербург ,« Академия индустрии красоты «ЛОКОН»
ПРОФИЛАКТИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА (ЛИТЕРАТУРА, ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, ПРАВО).Употребление психоактивных веществ является одной из острых проблем современного общества. В первую очередь употребление ПАВ (психоактивных веществ) веществ, приходится на подростковый период, поэтому профилактическая работа в нашем учебном заведении ориентирована на подростков 15 лет и старше. Следует отметить, что наркомания имеет биологическую основу и социальные следствия, а в личностно-психологическом плане представляет собой этическую проблему. Ведь еще древнегреческий философ Аристотель сказал: «Человек без нравственных устоев оказывается существом самым несчастным и диким». Следовательно, для достижения успеха в этом вопросе необходимо развитие личностных и духовно-нравственных качеств и навыков социальной адаптации подростков. Наши студенты стремятся стать успешными профессионалами, добиться карьерного роста, материального благополучия. В силу своего возраста и жизненного опыта, они еще не всегда умеют отличать белое от черного, золото от мишуры, настоящее человеческое счастье от беспечного прожигания жизни. Задача преподавателя – им в этом помочь. Кандидат педагогических наук Валерий Владимирович Кузьминов отмечал, что эффективная педагогическая профилактика употребления психоактивных веществ среди обучающихся возможна только при комплексном, скоординированном подходе различных ведомств при ведущей роли педагогического звена[7].Существенный вклад в организацию процесса формирования нравственности у детей и формирования здорового образа жизни внесли Н.И. Болдырев, Д.М. Водзинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и другие.
Учитывая, что основной деятельностью нашего учебного заведения является образовательная деятельность, а основной ведущей организационно-педагогической формой является урок, именно на уроке необходимо использовать возможность для профилактики потребления психоактивных веществ. Наркомания затрагивает все стороны жизни человека: и телесную и социальную и психическую, однако основные причины наркозависимости – духовная опустошенность, приводящая к полной деградации личности. Как отмечает А.А. Андрушкевич,
нравственность – определяет направленность личности, способствует ее спасению от безнравственного, гибельного пути, сохранению физического и психического здоровья, выживанию человека в социальной среде и помогает человеку не скатиться на путь употребления психоактивных веществ[7] .Действенным средством нравственного становления личности являются предметы гуманитарного цикла: литература, обществознание, право. Именно на уроках этих дисциплин преподаватель может находить убедительные, яркие и эмоциальные факты и доводы, показывающие студентам пагубное влияние наркотических веществ на здоровье и быт человека, на его нравственность и жизненную реализацию.
Духовно-нравственные качества человека – основа для всей его последующей
жизни. Впечатляющие изображения распада личности, преступлений, очерствения человеческой души, утраты интереса к окружающим, как постоянных спутников
алкоголизма и наркомании, а также изображение людей честных, трезвых, принципиальных - все это выявляется в ходе анализа тех литературных произведений, которые дают нам для этого богатый материал. Например, на уроке « Тема футлярной жизни в рассказах А.П.Чехова» главная цель - раскрыть понятие гармонии человека, прекрасного в человеке, показать трагизм духовного оскудения личности, талантливо описанный автором рассказов. Эпиграфом к уроку были взяты слова А.П.Чехова: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли … ». В рассказах А.П. Чехова («Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви») изображается процесс приспособления, отказа от духовности, который приводит к деградации личности, бездуховности. В этих рассказах есть повествование о жизни героев, которые прячутся от мира и от самих себя. Тема нравственной ответственности человека за все, что с ним происходит в жизни, актуальна и в настоящее время, поэтому рассказы А.П. Чехова интересны студентам и в двадцать первом веке.
В результате изучения литературных произведений и обществоведческих тем студенты на образцах поведения литературных героев, исторических персонажей и примеров из жизни общества осваивают социальные роли. У них формируется представление о положительных и отрицательных качествах личности человека. На основе представлений студенты учатся отличать реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки. Научность и личностный смысл – вот основные принципы при выборе содержания и формы урока. Это реально помогает предупредить употребление психоактивных веществ.
На уроках литературы и обществознания раскрывается смысл следующего круга вопросов:
• народ в своем фольклоре, обычаях и традициях всегда выступал с осуждением нетрезвого образа жизни.
Например: Владимир Даль, будучи занятым на государственной службе большую часть своей жизни, много путешествовал по России. Большинство явлений российского быта не оставляли его равнодушным. Отражённые на бумаге наблюдения перерождались в литературное осмысление - сатиру, трагедии. Видя узловые точки процесса саморастления российского общества, наряду с алчностью, самоуничижением, засорением и обеднением языка, В. Даль помещает пьянство среди основных вопросов, которым не было суждено решиться из-за постоянных искажений истории.
• пьянство и наркомания во все века были несовместимы с созидательной трудовой и познавательной деятельностью людей.
Например: Статья 81 ТК (трудового кодекса) РФ: Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях:
6) однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей:
б) появления на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
• пьянство во многих конкретных исторических ситуациях приводило к трагическим и разрушительным последствиям для целых народов.
Например: глубокая поляризация общества по имущественному положению, образование явно выраженных полюсов богатства и бедности повлекли за собой отчужденность значительной части населения, что во многом предопределило появление в массовом сознании негативного отношения к социальным нормам, в том числе к нравственным и правовым ограничениям в сфере потребления алкоголя. В нынешней социальной структуре России появился значительный слой люмпенизированных лиц, представляющих наиболее благодатную почву для роста преступности, алкоголизма и наркомании.
• наркомания не совместима с движением человечества вперед по пути экономического прогресса.
Например: ущерб от распространения наркомании в бюджетно-финансовой сфере складывается из четырех основных составляющих:
1) ущерб от расходования бюджетных средств на борьбу с наркоманией;
2) ущерб от содержания заключенных, осужденных за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков ;
3) ущерб от содержания заключенных, которые на момент совершения преступления являлись наркозависимыми ;
4) ущерб от расходования бюджетных средств на содержание аппарата по профилактике и борьбе с распространением наркотиков .
На уроках обществознания и права студенты знакомятся с современным законодательством Российской Федерации, что позволяет превентивно объяснить им меры законодательного воздействия в случае употребления психоактивных веществ. Наиболее эффективными видами уроков, в которых выявляются и корректируются пробелы нравственно-этического формирования личности, являются:
• урок-исследование,
• урок-семинар,
• урок-дискуссия,
• урок-тренинг.
Формы проведения этих уроков различны: обмен мнениями, диалог, обмен впечатлениями и представлениями, моделирование социальных процессов (суд, защита).
На уроках названного вида применяются следующие формы организации познавательной деятельности студентов: работа в малых группах, в парах постоянного и переменного состава, постановка проблем, анализ конкретных житейских ситуаций, защита позиции автора художественного произведения или героя этого же произведения, работа по уяснению смысла художественного и публицистического текста.
На уроках гуманитарных дисциплин студенты усваивают идеи добра, вечные непреходящие ценности, такие как уважение к близким людям, забота о них, что способствует формированию нравственно-этического стержня, не позволяющего отклониться от нравственных норм поведения в современном обществе, что в свою очередь способствует отказу от употребления психоактивных веществ.
Таким образом, используемый материал (художественные произведения, исторические документы, правовые законы, примеры из жизни общества) и методы ведения уроков гуманитарных дисциплин способствует нравственному становлению личности студента, позволяют ему трезво оценивать свои поступки и адаптироваться в обществе без вредных привычек. Как показывает опыт работы в сотрудничестве с бывшими выпускниками, успешными в профессиональной деятельности, самореализация в профессии опирается на нравственные устои личности и несовместима с употреблением психоактивных веществ, так как это ведет к деградации личности и несовместима с движением человека вперед.
Использованная литература
1. Андрушкевич А.А. Духовно-нравственное и нервно-психическое здоровье: медико-психологические аспекты диагностики, восстановления и формирования. Нижний Новгород, 2001 г.
2. Богданова О.Ю. «Теория и методика обучения литературе», М., «Академия», 2007
3. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей . Вопросы психологии. М.: Просвещение. 2001г.
4. Гуляков Е.Н. «Новые педагогические технологии: развитие художественного мышления и речи на уроках литературы», М, «Дрофа», 2006
5. Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. М., 1999г.
6. Колеченко А.К. «Энциклопедия педагогических технологий»: Пособие для преподавателей. СПб, «КАРО», 2006
7. Кузьминов В.В. Профилактика наркомании среди подростков: медицинский, психолого-педагогический, правовой аспекты. Владимир: ВГПУ,2004 г.
8. Макеева А.Г. Педагогическая профилактика наркомании в школе. М. 2008г.
9. Панченко О.Г., Бирич И.А. Развитие педагогической мысли в России: философия образования и воспитания. М.: АПК и ПРО, 2003 г.
10. Рожков М.И., Ковальчук М.А. Профилактика наркомании у подростков. М.: ВЛАДОС, 2003г.