Особенности преподавания ОБЖ и ВП в суворовском училище
Курс ОБЖ и Военной подготовки нацелен на формирование военно - профессиональной ориентации; развитие способностей осуществлять осознанное профессиональное самоопределение по отношению к военной службе, формирование психологической готовности к военно-профессиональной деятельности, развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера: потребности в соблюдении норм здорового образа жизни, к выполнению требований, предъявляемых к гражданину России в области безопасности жизнедеятельности.
Значимыми особенностями преподавания предмета ОБЖ в суворовском училище является изучение предмета в разделе военной подготовки. Так при изучении Уставов РФ большое внимание уделяется изучение разделов программы «Прохождение военной службы», несение нарядов военной службы, знание должностных обязанностей военного состава, и многие другие вопросы в соответствии со статьями Устава военной службы РФ.
Изучение положений общевоинских уставов способствует постижению суворовцами необходимости и значимости правил и законов для нормального функционирования подразделения. Такой подход позволяет каждому суворовцу принять необходимость выполнения уставных отношений, и осознать, что иначе в коллективе, где постоянно находится большое количество людей, возникнет хаос и неразбериха, а чёткие и простые правила и команды упрощают их быт.
Тематика огневой, строевой и тактической подготовки на занятиях по ОБЖ и ВП в суворовском училище раскрывается достаточно подробно, длясуворовцев этот предмет имеет практическое и прикладное значение. Изучают суворовцы почти всё основное вооружение Российской Армии, но и наиболее важные образцы других родов войск. Изучение оружия и боевой техники в таком объёме даёт представление о мощи нашего государства и его Вооруженных Сил.
Результатом усвоения учебной информации по основам безопасности жизни и военной подготовки суворовцы должны научиться:
· Прогнозировать и определять опасность;
· В тех случаях, когда это, возможно, избегать рисков;
· При возникновении опасности действовать адекватно.
Важно научить суворовцев правильно реагировать на возникшие чрезвычайные ситуации, делать правильный выбор и принимать верное решение в сложившейся не стандартной опасной ситуации.
При эффективном проведении уроков в классе ОБЖ у учащихся формируется сознательное отношение к обеспечению безопасности, и вырабатываются особенности поведения в нестандартных опасных ситуациях.
В повышении эффективности усвоения знаний по курсу ОБЖ важную роль играют:
· Интересно разработанная учебная программа;
· Оптимальная методика преподавания;
· Соответственно с оснащённым оборудованием класса ОБЖ.
Правильно подобранное оборудование позволяет закрепить полученные теоретические знания на практике, что, разумеется, благоприятно влияет на качество обучения.
Продуктивность работы в формировании знаний об основах безопасного образа жизни у суворовцев и военной подготовки, предполагает необходимость тесного взаимодействия образовательных учреждений и ведомств, направлениями, деятельности которых является обеспечение безопасности, здравоохранение, предоставление психологической и методической поддержки.
Иллюстрацией опыта работы может быть представлен проект «Наука побеждать», который предполагает спортивные, интеллектуальные, творческие мероприятия со школьниками города, связанные с Днями воинской славы Российской Федерации и другими памятными днями. В процессе такого рода мероприятий суворовцы готовятся к военной карьере, учатся дисциплине и выносливости.Ссылка: http://spbsvu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=870:-l-r&catid=17:news
Особую значимость с точки зрения патриотического воспитания такие проекты имеют в решении задач направленных на формирование гражданственности, патриотизма, трудолюбия, нравственности, формирование социально значимых ценностей, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе; развитие познавательных интересов потребностей. Принципиально новым является подход к воспитанию в целостном образовательном процессе: не подготовка к жизни, а реальное включение в жизнь (т.е. социализация личности).
Такого плана и уровня мероприятия в суворовском училище способствуют воспитанию молодых людей науке защищать Родину, беречь свободу, честь и достоинство могучей России, как это делалось веками поколениями и поколениями славных суворовцев.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамова В.Ю. К вопросу о гражданском образовании и воспитании на уроках ОБЖ//В.Ю. Абрамова, Н.В. Авдеева/ Молодой ученый. 2014.№12 (71). С.245-248.
2. Зубов А.Я. Воспитательный процесс: традиции кадетских корпусов и современные тенденции Нахимовского военно-морского училища // Сборник материалов научных конференций проходивших в Кронштадте // Кронштадт, 2005.
3. Костецкая Г.А. Патриотическое воспитание школьников как условие обеспечение этнической безопасности/ Сб. статей по материалам XIIIМеждународной научно-практической конференции «Реальность этноса. Образование и этническая безопасность» /Г.А.Костецкая, И.А.Понамарева. – СПб, 2011. – С.255-260.
4. О возможностях альтернативной подготовки офицеров-специалистов для ВС России в гражданских вузах // Военная мысль - 1997 - № 1.
5. Проект федерального закона "О подготовке в кадетских корпусах подрастающего поколения граждан Российской Федерации, изъявивших желание посвятить себя государственной службе" // http://www.ruscadet.ru/
6. Устав Кадетского корпуса // www.ruscadet.ru