О компьютерной зависимости
Алексеева Лариса Владиславовна,
педагог-психолог детского сада №39
компенсирующего вида
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Детские психологи считают, что злоупотребление гаджетами приводит к формированию компьютерной зависимости. К перечисленным в статье о пользе и вреде гаджетов следует добавить ещё и такие негативные последствия злоупотребления гаджетами:
- кислородное голодание мозгав результате длительного напряжения мышц шеи и сдавливания кровеносных сосудов (ребёнок во время игры с гаджетом все время зевает, становится вялым);
- cтрадает часть головного мозга, которая отвечает за принятие решений, память и эмоции, т.к. под воздействием гаджетов, там снижается плотность нейронов серого вещества, в особенности при одновременном использовании 2х-3х гаджетов (телевизор, компьютер, смартфон);
- стресс: недавнее исследование американских физиологов установило, что компьютерные игры – эмоциональный стресс для ребёнка, т.к. они сопровождаются выбросом «гормонов стресса» из коры надпочечников, что может привести к повышенной возбудимости ребёнка в дальнейшей жизни;
- лень, отсутствие стимулов к жизни: многие родители жалуются, что ребёнок ничего не хочет, ничем не интересуется, всё из-под палки, лентяйничает в вопросах помощи родителям по дому и т.д.; а в подростковом возрасте на вопрос: «ты сам-то кем хочешь стать после школы?», отвечает: «не знаю, мне всё равно»;
- дети не ценят время, легко расходуют его на игры, социальные сети, а не на полезные дела, обучение, развитие;
- расходуется семейный бюджет (дети не ценят деньги родителей, требуют покупать всё новые модели гаджетов, игры, чтобы было не хуже, чем у других).
Опыт последних лет говорит о том, что уже за неделю бесконтрольного пользования гаджетами некоторые детитеряют интерес к реальному миру и у них формируется компьютерная зависимость.
Причины компьютерной зависимости:
социально-психологические:
- по всей вероятности, дети не единственные в вашей семье, кто проводит время в интернете - родители должны подавать правильный пример поведения, в том числе и в глобальной сети.
- дошкольникам и младшим школьникам не хватает общения с родителями, умения играть, занимать себя;
- общение с родителями (в особенности с отцом) имеет нездоровый характер;
- для подростков порой виртуальный мир привлекательнее реального, поскольку там они могут чувствовать себя увереннее, предъявляя свой желаемый образ, а не реальный;
физиологические:
инфантилизм (незрелость) нервной системы
дисбаланс гормонального регулирования (гормонов радости – мелатонина, серотонина, гормона стресса – адреналина).
Признаки компьютерной зависимости:
Как определить, где та грань между здоровым интересом и зависимостью от гаджетов? Понять это несложно, понаблюдав за поведением ребёнка и ответив на такие вопросы:
• Сколько по времени ребёнок играет в компьютерные игры? Если больше часа в день – стоит задуматься.
• Может ли ребёнок занять себя игрой без компьютера или планшета?
• Насколько легко можно отвлечь ребёнка от компьютера, позвав его кушать, играть или спать?
• Любит ли ребёнок рисовать на бумаге, читать книги или слушать мамино чтение либо же всему этому предпочитает компьютер?
• Может ли ребёнок провести один или несколько дней, ни разу не заглянув в компьютер?
Исходя из честных ответов на эти вопросы, каждый родитель может понять, насколько влияние компьютерных игр на детей сильно в их случае.
Когда дети становятся старше у них проявляются следующие
психологические симптомы компьютерной зависимости:
- хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
- невозможность остановиться;
- увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
- пренебрежение семьей и друзьями;
- ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;
- ложь членам семьи о своей деятельности;
физические симптомы компьютерной зависимости:
синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);
сухость в глазах; головные боли по типу мигрени;
боли в спине;
нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;
пренебрежение личной гигиеной;
расстройства сна, изменение режима сна.
Резюме: если пользоваться телефоном, планшетом, ноутбуком умеренно, большую часть времени использовать гаджеты с пользой для себя, читая, изучая что-либо, это плюс. Если же ребёнок бесконтрольно часы напролёт проводит с гаджетами ради развлечения, это очень опасно, т.к. приводит к компьютерной зависимости, при которой, как и при прочих зависимостях (алкогольной, наркотической, игровой и т.д.) в результате человек оказывается потерянным для семьи, друзей, общества...