Особенности организации коллективной деятельности
старшеклассников в современной школе
Долгова Юлия Владимировна,
учитель ГБОУ СОШ 264
Кировского района Санкт-Петербурга.
В современной социальной ситуации изменяется характер и содержание школьного обучения и воспитания. Процессы демократизации и гуманизации всей общественной жизни показывают, что резервы обновления школы кроются в использовании возможностей коллектива. Однако, сильный детский коллектив, способный решать актуальные воспитательные задачи, сегодня большая редкость. Поэтому задача формирования коллектива, способного обеспечить одновременно нравственное и творческое развития личности, требует поиска новых путей его организации и сплочения.
Типичная модель отношений личности и коллектива, характерная для сегодняшней школы - это сосуществование. Личность и коллектив сосуществуют, соблюдая формальные отношения, называемые при этом коллективом, но не будучи им по сути. В большинстве случаев в коллективе устанавливается двойная система ценностей, двойное поле морального напряжения, когда в рамках организованной при участии педагогов деятельности между школьниками устанавливаются позитивные отношения, а при неорганизованном общении они остаются отрицательными. Это связано с тем, что ребята не могут проявить в коллективе свою индивидуальность, а вынуждены играть навязанные роли. Там, где удается расширить диапазон ролей, школьники находят удовлетворяющие их позиции в коллективе и их положение в системе отношений становится наиболее благоприятным.
В любом школьном коллективе, независимо от возраста его членов и их сплоченности, есть микрогруппы, связанные неформальными отношениями. Особенно характерно подобное явление для старшего школьного возраста. В этот период в неформальной структуре коллектива большое место занимают дружеские группы с более узким и более устойчивым составом партнеров. Образование таких групп связано с усиливающимся в этом возрасте стремлении к самопознанию. Под влиянием малых групп трансформируются ценности коллектива, формируется общественное мнение. Особенно велика может быть роль лидирующей группы, авторитет которой среди сверстников оказывается достаточно высок. В тех случаях, когда неформальная группа становится носителем позитивных социальных ценностей и когда она авторитетна для ученика, ее влияние обогащает процесс развития личности, дополняя и углубляя влияние коллектива.
Неформальные отношения в коллективе имеют два основных аспекта: первый - общая система межличностных нравственно-психологических отношений, которая охватывает весь класс; второй - сетка избирательных отношений, основанных на взаимных симпатиях между отдельными членами. Неформализованная структура классного коллектива непосредственно влияет на его жизнь. Содержание, характер, стиль деятельности и общение определяют характер отношений в нем. Наиболее типичны классные коллективы, в которых сочетаются нейтральный и гуманистический характер отношений. А наилучшим вариантом неформализованной структуры классного коллектива является объединение всех старшеклассников в группы и существование связей, пусть и не очень интенсивных между этими группами.
В условиях развития современной школы одной из наиболее актуальных проблем является проблема организации коллектива. Учебная деятельность, которая является началом всех начал в школьном возрасте и занимает центральное место в жизнедеятельности старшеклассника, в наименьшей степени используется педагогами для становления коллектива. Педагоги, чаще всего, стремятся организовать коллективную деятельность учащихся на базе иной внеучебной деятельности. Вместе с тем, современные старшеклассники предпочли бы, чтобы подобного рода деятельность меньше затрагивала их личное время и интересы. Поэтому возникла необходимость изучить состояние проблемы организации коллектива старшеклассников и разработать методику групповой формы организации их деятельности на уроках.
Данные, полученные в ходе проведенных исследований (анкетирований, собеседований, опросов) показали, что среди старшеклассников достаточно распространена ориентация на коллективистские отношения и взаимопомощь. Более 75% опрошенных умеют находить в коллективной работе интересные, положительные моменты, они открыты людям и их тревожат не только свои проблемы и дела, но и проблемы своих близких и друзей, они также верят, что многое зависит от их мнения и считают возможным реализовать себя в совместной работе с одноклассниками. Большинство учащихся считают, что решая свои проблемы, следует поддерживать с окружающими товарищеские отношения, основанные на взаимопомощи и заботе друг о друге, а настоящего успеха добиваются те, кто работает в сплоченной команде, коллективно решая возникающие проблемы. Также было установлено, что за последнее время значительно возрос интерес старшеклассников к процессу обучения. Наряду с тем, что подавляющее большинство учащихся видят большие преимущества коллективной деятельности, многие из них предпочитают общаться не со всем классом, а в отдельных группах, образованных на основе дружеских отношений или общих интересах. Учебная деятельность, занимая основное время старшеклассников, при определенных условиях способна оказывать эффективное воздействие на процессы коллективообразования и содействовать развитию познавательных интересов старшеклассников, а при работе в коллективе – дает максимальную возможность для самореализации каждого старшеклассника в отдельности. Таким образом, исходя из полученных выводов, представляется возможным решить проблему организации коллективной деятельности старшеклассников в современной школе через организацию групп в процессе их учебной работы.