Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирование экологических ценностей у школьников

Кузьмина Светлана Анатольевна

С точки зрения современных экологических проблем, к числу важнейших ценностей подростка следует отнести экологические ценности. Термин «экологические ценности» объединяет очень разные элементы природной среды, такие как чистый воздух, чистая вода, красота ландшафта, богатство видов фауны и флоры, климат и т.д. И все же их отличает от других элементов природной среды то, что они постигаются и оцениваются людьми. Количество и характер элементов природного окружения, воспринимаемых и оцениваемых человеком, могут быть различными в зависимости о условий жизни, уровней знаний о природе, подверженности заболеваниям, рода деятельности, интересов и т.п. и,  в первую очередь,  от комплекса условий, включающих стереотипы и взгляды, связанные с природой и составляющих основу общественных позиций по отношению к окружающей среде. В результате ранжирования ценностей по своей значимости подростки определили на 1 место семью, на 2-здоровье, на 3-е образование, на 4-материальное благополучие, на 5- индивидуально-личностное развитие ,6- мир без войн. 7-личная безопасность, и только на 8-«здоровая» окружающая среда, последнее место только религиозно-духовные ценности и национальная культура. Результаты проведенного исследования указывают на невысокие позиции экологических ценностей.

Для нашего исследования представляет определенный интерес то, какие из экологических ценностей наиболее значимы для подростков. Для этого необходимо систематизировать экологические ценности.  Нам представляется, что на систематизацию могут влиять сами общественные потребности, так как общественная оценка различных элементов природного окружения в целом делается с точки зрения потребностей, которые эти элементы удовлетворяют.

1.                                 Экологические ценности, связанные с биологическими потребностями человека (правильным развитием и функционированием организма);

2.                                 Экологические ценности, связанные с экономическими потребностями;

3.                                 Экологические ценности, связанные с потребностями познания, эстетического развития

К экологическим ценностям, связанным с биологическими потребностями человека, можно отнести, прежде всего, чистую воду, чистый воздух, т.е. составляющие качества окружающей среды. Отвечая на вопрос анкеты:  «Какие экологические ценности, по Вашему мнению, находятся в наибольшей опасности?» 70 % подростков назвали питьевую воду и чистый воздух. И это не удивительно, ведь в Кировской области растущая опасность, ведущая у деградации природной среды приводит  к тому, что чистый воздух, чистая вода становятся ценностями, относимыми к наиважнейшим. Оба этих элемента природного окружения доступны личному опыту подростка и повсеместно выступают как экологические ценности, все более замечаемые и желанные. Экологические потребности, связанные с экономическими потребностями, включают, в основном, так называемые, блага природы: продуктивные леса, изобилующие рыбой воды, оптимальный водный баланс территории и т.д.  На потребительскую ценность озер и рек, ценность лесов указали соответственно 12 и 3 %. Данные оценки показывают, что сравнительно небольшое количество студентов воспринимают природную среду через примат экономических потребностей -как источник получения доходов. К экологическим ценностям, связанным с потребностями познания, эстетического развития личности человека можно отнести богатство флоры и фауны, функционирование природы согласно ее естественным законам. К наиболее уязвимым ценностям, находящимся в опасности, отнесли ландшафт 1,4, флору и фауну 32 подростка.

Здоровый образ жизни многие подростки определили как отказ от спиртного, табака, занятие спортом. Изучая ответы подростков, касающиеся влияния качества окружающей среды на здоровье человека, мы определили, что подростки с трудом ориентируются в экологических рисках для здоровья. Так, отвечая на вопрос о том, загрязнение какой сферы (атмо-, гидро-, лито-) наиболее опасно для человека 28% подростков утверждают, атмосфера, 42% гидросфера и 28 %  не смогли выбрать какой то один вариант и ответили, что загрязнение всех сфер одинаково опасно. Хотя общепризнано, что загрязнение именно атмосферного воздуха наиболее опасно для здоровья человека, так как акт дыхания является беспрерывным и человек в сутки вдыхает до 20 тыс. л воздуха. Даже незначительные концентрации вредных веществ при таком объеме дыхания могут привести к токсически значимому поступлению вредных веществ в организм.

При исследовании мотивов, побуждающих подростков углублять экологические знания мы выявили, что подросткам необходимы экологические знания потому, что данные знания позволяют сохранить здоровье. Такой ответ дали 56 % опрошенных подростков. Действительно, что из множества связей между человеком и средой его обитания особо в наши дни выделяют систему: воздействие человека на среду-изменение среды - воздействие измененной среды на состояние здоровья человека (85-пистунова). Неудивительно, что подростки считают, что пополнение и углубление экологических знаний означает осведомленность об определенных рисках для здоровья человека. Экологические знания необходимы для общего развития. Такой ответ, допускающий весьма широкое понимание общего развития. Дали 49% опрошенных подростков. Неутешителен следующий показатель (только 14, 8 %) подростков считают, что знания по экологии им потребуются в дальнейшей профессиональной деятельности,  19,% студентов выделили такой мотив, как удовлетворение интереса к жизни природы и проблемам окружающей среды. 16% подростков выбрали вариант ответа, указывающий на мотив, производный от ярко выраженной практической потребности. Данная часть подростков считает, что экологические знания нужны им для того, чтобы с пониманием дела участвовать в экологической деятельности.

На наш взгляд, трудно сделать однозначные выводы об эколого-познавательных мотивах подростков. С одной стороны, у большинства подростков отсутствуют мотивы, движущие потребностью практического решения экологических проблем, а также порождаемые профессиональными запросами будущей деятельности. С другой стороны, необходимо всячески способствовать укреплению уже сложившегося у подростков мотивов эколого-познавательной активности, в том числе связанных с интересом к жизни природы, заботой о здоровье, поскольку эти мотивы во многом определяют нацеленность подростков на овладение знаниями, в дальнейшем подводят к осознанию необходимости практического участия при решении экологических проблем. Анализируя потребности подростков  в экологической деятельности и практический опыт экологической деятельности, мы отмечали, что активное вовлечение подростков в деятельность познания, сохранения и улучшения окружающей их среды - экологическую деятельность - будет способствовать развитию экологически значимых личностных качеств (гуманность, эмпатийность, бережливость, нетерпимость варварского отношения к природе и т.д.), формированию стремления к непрагматичному взаимодействию с природой. Данная деятельность будет тем успешнее, чем шире она станет опираться на решение конкретных, актуальных на местном уровне экологических проблем. Вовлечение подростков в непосредственную практическую деятельность по улучшению состояния окружающей среды формирует у них чувство сопричастности: человеку свойственно беречь то, на что была направлена его созидательная активность, во что был вложен его собственный труд.

В результате исследования мотивов, побуждающих подростков повышать  свои экологические грамотность мы выявили, что 56,1 подростков экологические знания необходимы для сохранения своего здоровья, для общего развития экологические знания необходимы 47,9 опрошенных и только 14,8 подростков считают, что экологические знания потребуются им в дальнейшей профессиональной деятельности. Это говорит о том, что более половины респондентов адекватно оценивает воздействие изменений в экологической обстановке на человека.

Между тем, как показал опрос, многие преподаватели, а тем более подростки, плохо представляют роль учебного предмета в эко­логическом образовании и формировании экологической грамотности.

Опрос проводился согласно разработкам А.Н.Захлебного.. Как и следовало ожи­дать, естественным наукам отводится ведущая роль в экологическом образовании. По значению в экологическом образовании естественнонаучные дисциплины были размещены следующим образом: на первом месте биология, на втором химия, на третьем география, затем физика. Про экологию, как науку забыла треть опрошенных, так как в школе такая дисциплина не преподавалась вообще,  поэтому она оказалась лишь на четвертом месте.

В ходе исследования мы определяли мотивы, побуждающие подростков участвовать в деятельности по улучшению состояния окружающей среды. Наше исследование показало, что 34 опрошенных участвует в практической деятельности  потому, что в наше время каждый человек должен проявлять заботу о состоянии окружающей среды, 20 подростков ответили, что это возможность больше быть на природе, 16 участвуют не по собственной инициативе, а по принуждению, 8 -для удовлетворения интереса к жизни природы, а остальные затруднились ответить.

Приведенные данные, в очередной раз подтверждают низкую экологическую грамотность подростков в вопросах современной экологической ситуации и о ситуации в окружающей среде в целом, а также  в районе проживания, взаимодействия и влияния их профессиональной деятельности на окружающую среду и в вопросах здоровья и питания и не в полной мере соответствующей уровню, необходимому для полноценного функционирования как индивида общества в режиме обеспечения экологической безопасности. Результаты опроса показывают, что экологические знания, которые усваивают подростки,   носят формальный характер. Они затрудняются приводить примеры взаимосвязей, существующих в биосфере, или дают искаженные трактовки, не придают значения отрицательным воздействиям современной техники технологии на собственное здоровье.

Сегодня мы вынуждены признать, что современное поколение молодежи оказалось неподготовленным к решению насущных экологических проблем. Требуется непрерывная систематическая работа органов народного образования по разработке и практическому внедрению системы экологического образования подрастающего поколения и привлечению их к активной природоохранной деятельности.

Конкурентоспособность молодого человека, специалиста в условиях рыночного хозяйства во многом будет зависеть от уровня его развития, инициативности, уровня знаний и умений, способностей к глобальному мышлению и прогнозированию ры­ночных ситуаций. Лишь умение применять приобретенные знания в конкретной практико-хозяйственной, нравственно-экологической ситуации обеспечит специалисту возможность самостоятельно разрабатывать экологические проекты и решать эколо­гические проблемы, возникающие в профессиональной деятельности. А чтобы этобыло возможным, будущего специалиста необходимо научить самостоятельно мыс­лить, уметь видеть проблему, находить общие признаки явлений и процессов, уметь сравнивать, обобщать, делать выводы и т.д.

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»