Рисовать чтобы учиться и учить
Никитина Варвара Юрьевна,
педагог дополнительного образования ГБОУ лицей №384
Кировского района Санкт-Петербурга
Без учебы детям никак. Это ясно даже самим детям. Но ведь надоедает! Что делать?
Ответ: пусть сами станут авторами учебных пособий, причем по любым предметам и темам. По собственному желанию! А поможет пусть компьютерная графика J
Возможная реализация идеи такова:
-Вопрос к ученику: какой предмет для тебя самый сложный? (Варианты: самый занудный, надоевший…)
-Например, русский язык.
- Какую тему проходите?
- Пусть это будет, к примеру, «Склонение существительных».
Напомним ученику признаки, по которым существительное относится к тому или иному склонению… Сначала самим нужно вспомнить :)) Ну, это без проблем!
Итак, скажем, рассмотрим 3-е склонение: это существительные женского рода без окончания в именительном падеже. Далее даём ученику задание: с помощью компьютерной графики проиллюстрировать данное правило. Фантазия поощряется! Для начала пусть ученик само правило сформулирует словесно, но используя не текстовое начертание букв, а графическое. Для закрепления материала надо ведь привести примеры. В данном случае это примеры слов, относящихся к третьему склонению. Проиллюстрировать следует оба признака: и то, что это существительные женского рода; и то, что они без окончания.
Можно предложить развитие этой идеи применения компьютерной графики. Пусть один из учеников примерит на себя роль учителя. И должен этот учитель объяснить какую-то тему по конкретному предмету, причем так, чтобы все поняли и не уснули в процессе объяснения J Обязательное условие: одним из инструментов изложения темы должна быть компьютерная графика.
Приведу пример реализации методики. Пусть рассматривается зоология, тема «Пресмыкающиеся». Ученику предлагается организовать изучение этой темы с применением компьютерной графики, причем так, чтобы все всё поняли и накрепко запомнили. Оптимальная реализация учеником:
- одному из товарищей по классу поручается дать определение класса пресмыкающихся, с перечислением их признаков (позвоночные, наземные, холоднокровные) и каждый признак проиллюстрировать. Позвоночные – изобразить позвонки так, чтобы и сомнения не было, что это такое; наземные и прочее – аналогично;
- другому товарищу – привести наглядные графические примеры представителей класса пресмыкающихся.
Детализацию вопроса можно продолжить, привлечь других учеников.
Все полученные результаты предъявляются на всеобщее обозрение и активно обсуждаются.
Понятно, что при такой методике, вследствие наглядности результатов и активности учащихся, степень усвоения знаний является высокой, а сам процесс – интересен и увлекателен.