О пользе и вреде гаджетов для детей
Алексеева Лариса Владиславовна,
педагог-психолог детского сада №39
компенсирующего вида
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Известно, что часто смартфон/планшет используется в качестве второй няньки. Ребенку дали смартфон, телевизор или компьютер поиграть, и на два часа он нейтрализован. Очень удобно. Вы поступаете так же? Предлагаем Вам информацию, которая, возможно, заставит Вас задуматься о том, чтоб этого не делать.
I. Польза:
1.Можно занять ребёнка в очереди, в транспорте.
2.Ребёнок с детства учится пользоваться техникой.
3. Можно обучать ребёнка по развивающим программам (выучить буквы, цифры, различные
понятия); существует множество сайтов и учебных приложений, направленных на развитие мелкой моторики, реакции, логики, памяти и других важных навыков. Малышам гораздо больше нравится учиться в игровой форме, и под присмотром родителей такие занятия могут быть весьма эффективны.
4. Даже привить любовь к чтению может оказаться проще, если время от времени читать
красочные интерактивные книги.
5.Возможность играя учить иностранный язык.
6.Смотреть развивающие мультфильмы.
II. Вред
Физическое развитие
1. Синдром сухого глаза (слёзная пленка высыхает и источается). Появляется ощущение сухости или «песка» в глазах, с которым дети борются своеобразно — начинают тереть их грязными руками, что, в свою очередь, может привести к конъюнктивиту.
2. Близорукость.Её стоит бояться, если ребенок систематически держит экран
на маленьком от себя расстоянии. Глаза вынуждены постоянно повышать резкость изображения, что чревато спазмом зрительных мышц.
3. Нарушение осанки. Долгое сидение перед компьютером или с планшетом в руках лишает
ребёнка возможности двигаться, приводя к перенапряжению и спазму мелких мышечных групп и ухудшению нервной проводимости. Могут даже возникнуть судороги пальцев, кисти и предплечья, боль в плечах, шее и спине. Для детей это особенно опасно, так как их мышечный и костный скелет ещё находится в стадии развития.
3. Головные боли. Статичное напряжение, в первую очередь, ощущают мышцы шеи.
От этого сдавливаются кровеносные сосуды, и снижается приток насыщенной кислородом крови к головному мозгу. Отсюда и головные боли, которые проходят только после хорошей физической разминки или активной прогулки на свежем воздухе.
5. Снижение общего физического развития и ослабление иммунитета в результате сниженной двигательной активности.
Психическое развитие
1. Отставание в речевом развитии: дети поздно начинают говорить, мало и плохо разговаривают, а их речь бедна и примитивна. За последние 20 лет число речевых нарушений выросло в 20 раз! Ребёнок овладевает речью только в живом общении, когда не только слушает, но и отвечает. А потоки информации, льющиеся с экрана, монитора остаются для него пустым звуком.
2. Внутренняя пустота,которую нужно постоянно заполнять извне. Где нет внешней,
там нет и внутренней речи, а это мышление, переживание — всё, что составляет внутренний мир человека.
3. Не развивается воображение, так как мозг ребёнка потребляет готовые образы, предложенные в мультфильмах и компьютерных играх. А именно воображение является локомотивом интеллекта (без воображения невозможны никакие открытия).
4. Неспособность к самоуглублению, концентрации на каком-либо занятии, отсутствие
заинтересованности делом. Такие дети не усидчивы, быстро отвлекаются, переключаются, лихорадочно стремятся к смене впечатлений, однако многообразные впечатления они воспринимают поверхностно и отрывочно, не анализируя и не связывая между собой (это связано с экранным воздействием), им нужна постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана.
5. Снижение фантазии и творческой активности. Дети не хотят самостоятельно
занимать себя, содержательно и творчески играть. Они не прилагают усилия, чтобы придумать новую игру или сочинить сказку.
6. Утрата желания общаться со сверстниками. Им не о чем разговаривать, не о чем спорить.
Гораздо проще нажать кнопу и мир развлечений твой.
7. От компьютера ребёнок не получит нужныхсенсорных ощущений. К тому же мелкая
моторика рук,стимулирующая развитие мозга, развивается намного меньше, чем при игре с настоящим конструктором, мозаикой во время лепки или рисования.
8. «Вседозволенность» интернета (агрессивность, порнография, безнравственность
оказавшегося доступным ребёнку интернетконтента) может сослужить плохую службу в детские годы.
9. Опыт проживания отрицательных эмоцийотсутствует, если в любую «трудную» для
ребёнка минуту (когда настроение понижено) ему доступен планшет, телефон или компьютер. А именно благодаря этому опыту формируется совесть, чувство вины, стрессоустойчивость, жизнестойкость.
10. Отставание по показателям обучения в школе. Последние данные говорят о том, что
успеваемость детей в школах, где используются традиционные учебники значительно выше, чем у детей в школах, где в качестве учебников используются планшеты.
11. Дети теряют интерес к реальному миру и возникает компьютерная зависимость!!!
В особенности это чревато тогда, когда у малыша нет альтернативных интересов. Постоянно находясь дома без определенных занятий, ребёнку проще потратить свободное время на компьютер.
III. Рекомендации для родителей:
1.В первую очередь закрепите в сознании ребенка, что пользоваться всей техникой нужно только с разрешения родителей, будь то телевизор, компьютер или планшет.
2. В любом возрасте ребёнок должен четко знать, какое количество времени в день ему можно проводить за компьютером или с планшетом. Это должно стать правилом, которое не обсуждается:
Ø4-5 лет — не более 10 минут;
Ø6 лет — 15 минут;7-9 лет — 20 минут;
Ø10-12 лет — 25 минут;
Ø13-14 лет — 35 минут.
Если складывается так, что занятие предполагает более длительное нахождение перед монитором, необходимо делать хотя бы 10-минутые перерывы. Эти цифры могут показаться довольно суровыми. По мнению специалистов, даже взрослый человек не должен работать за компьютером беспрерывно более часа.
3. Оптимальное расстояние между глазами и монитором — 60-70 см, но при условии, что знаки и картинки не слишком мелкие, а разрешение дисплея не ниже 960×640 пикселей.
4. Использование программ родительского контроля. Они позволяют ограничивать время пребывания малыша за монитором (компьютер будет работать только в течение установленного вами времени), а также блокируют весь «взрослый» контент — как целые сайты, так и рекламные баннеры. Лучше всего купить ребенку специальный детский планшет или ноутбук, в котором установлены необходимые игры по возрасту и нет ничего лишнего.
5. Для альтернативы гаджету у ребёнка должно быть необходимое количество других
игрушек, книг, наборов для творчества и для активных игр.
6. Гаджеты следует использовать не как средство развлечения, а как реальную помощь в развитии ребёнка.
7. Если ребёнок мало интересуется чем-то, кроме компьютера, не переставайте предлагать ему новые и новые совместные игры и развлечения. Рано или поздно вы подберёте ему игру/занятие по вкусу.
8. Не забывайте, что дети во всём берут пример с родителей, поэтому, чтобы заинтересовать
ребёнка полезной игрой, нужно играть в неё вместе с ним. Кроме того, не стоит на глазах у малыша играть в игры, увлечение которыми не принесёт ему никакой пользы.
9. Интересуйтесь своим ребёнком больше, проводите с ним время, показывайте ему, что есть другие формы досуга – спорт, книги, настольные игры, хобби. Как только появляются другие развлечения (прогулки, кружки, игры с родителями), ребёнок достаточно легко обходится без гаджетов!!!