Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Медиаобразование: медиаграмотность – медиакомпетентность - медиакультура

Скребкова Елизавета Юрьевна,
учитель английского языка,
 ГБОУ гимназия № 73 «Ломоносовская гимназия»,
г. Санкт-Петербург
 
Вся образовательная деятельность требует существования субъектов, которые , обучая других, учатся сами. (П. Фрейре)
Первыми о медиаобразовании заговорили эксперты ЮНЕСКО. В 1978 году под эгидой этой межправительственной организации была разработана программа массового медиаобразования – General Curricular Model for Mass Media Education.
Актуальность проблемы подтверждается приданием медиаобразованию в России официального статуса. Так, на заседании Президиума Государственного совета при президенте РФ и Комиссии по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике принято решение о проведении во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации 1 сентября 2011 года Дня медиабезопасности.
Личностное новообразование - медиаобразованность - значимое качество обучающегося в условиях информационных технологий. Подготовка школьников к использованию средств массовой коммуникации (СМК) в учебно-воспитательном процессе - необходимое условие успешной работы современного учителя в соответствии с  идеалогией всех ступеней ФГОС (начального, основного общего и полного среднего образования)
Медиаобразование  в современной школе имеет огромное значение, поскольку дети уже с маленького возраста знакомы с любыми гаджетами, предпочитают виртуальный мир реальному. Поэтому необходимо, чтобы между ребенком и медиа был умный взрослый человек, который научит его критически оценивать медиаинформацию.
Таким образом, медиа (средства коммуникации, технические средства создания , записи, копирования, тиражирования, хранения, распространения , восприятия информации и обмена ее между субъектом – автором медиатекста и объектом – массовой аудитории) с каждым годом играют все большую роль в жизни людей и в образовательном процессе.
Поэтому для современного человека очевидна необходимость навыков восприятия информации, умения верно понимать значения аудиовизуальных образов, и, как следствие, более компетентно и свободно обращаться с информационными потоками и ориентироваться в них. Все это способно обеспечить медиаобразование. 
Медиаобразование (англ. media education, от лат. media - средства), направление в педагогике, выступающее за изучение «закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.). Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств».(Российская педагогическая энциклопедия, 1993, с 555).
Что касается понятия «медиаграмотность», то оно ведет свое начало от терминов «критическое видение» и «визуальная грамотность», которые использовались по отношению к экранным медиа в прошлые десятилетия. Медиаграмотность – это способности экспериментирования, интерпретации, оценки, использования, анализа, синтеза пространственно-временной реальности и создания медиатекстов, результат процесса медиаобразования. Это и есть требования ФГОС в современных условиях образования.
Медиаграмотность необходимо развивать у учащихся 5-6 классов, что мы и делаем на уроках литературы (выразительное чтение на фоне видеоряда), математики (решение задач с использованием метода критического мышления)
Медиаграмотность помогает учащимся общаться с медиа под критическим углом зрения, с пониманием значимости медиа в их жизни.
Под медиаобразованностью(7-8-9) учащегося мы будем понимать совокупность систематизированных медиа-знаний, умений, ценностного отношения к медиаобразованию в целом.
В связи с этим, учитель, определяя свою стратегическую позицию, исходит из того, что социализация обучающихся во многом происходит через средства массовой информации, поэтому необходимо учитывать, что ученики знают о СМК(радио, телевидение, интернет), какую информацию из них они извлекают; необходимо осознание учителем последствий ее воздействия на психику, а также объективности воздействия СМК на образование, развитие и формирование личности. (работа над проектами).
Медиаобразование неотделимо от медиакультуры, рассматриваемой как совокупность материальных и интеллектуальных ценностей в области медиа, а также исторически определенной системы их воспроизводства и функционирования в социуме. По отношению к аудитории медиакультура или аудиовизуальная культура может выступать системой уровней развития человека, способного воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст (сообщение, содержащее информацию и изложенное в любом виде и жанре медиа (газетная статья, телепередача, видеоклип, фильм и пр.), предназначенный для зрительного и слухового восприятия аудиторией); заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания в области медиа.
Подтверждение своевременности и необходимости формирования такого личностного инновационного качества учащегося, как «медиаобразованность», мы видим в том, что социализация человека в большей степени происходит через СМК. Только медиаобразованный ученик сможет понять, что такое средства коммуникации, как они функционируют, как создаются сообщения, как эти сообщения распространяются, представляя собой совершенно особый тип реконструкции действительности; только медиаобразованный ученик сможет оградить себя от отрицательных последствий воздействия масс-медиа на психику. Беря на себя ответственность за организацию медиаобразования школьников, учитель должен обладать сам достаточным уровнем медиаобразованно-сти, что проявляется в его знаниях, умениях и ценностном отношении к медиа-образованию.
Медиаобразованного ученика может воспитать только медиаобразованный  учитель.
Список литературы:
1.https://минобрнауки.рф/документы/336.ФГОС.
2.Бондаренко Е.А., Журин, А.А. Состояние медиаобразования в мире//Педагогика. – 2002. – № 3. – С. 88-98.
3.Вартанова Е.Л., Засурский Я.Н. Российский модуль медиаобразования: концепции, принципы, модели//Информационное общество. – 2003. – № – 3. С.5-10.
4.Вершинская О.Н. Информационно-коммуникационные технологии. –М.: Наука, 2007.– 203 с.
5.Григорова Д.Е. Становление российского медиаобразования: исторические этапы и теоретическое основы//Медиаобразование. – 2006.  - N 3. С.112-114.
6. Гура В.В. Медиакомпетентность как цель педагогического проектирования электронных образовательных ресурсов //Медиаобразование. – 2005. № 1. – С.77-80.
7.Журин А.А. Информационная безопасность как педагогическая проблема//Педагогика. – 2001. – № 4. – С. 48-55.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»