Аксиоматичность технологической деятельности преподователя
Харитонова Ирина Николаевна,
СПб ГБПОУ «Академия «ЛОКОН»
Процесс обучения двусторонний. В нём надо выбрать такой метод обучения, чтобы деятельности преподавателя и студента на уроке были тесно взаимосвязаны и представляли бы единую, действительно совместную деятельность участников педагогического процесса.
Технологический подход – это системно-целостный подход к подбору и структурированию содержания учебного материала для данного урока, определение его целей и задач. Это также выбор методов, приемов и средств, способствующих усвоению учебного материала студентами. Технологический подход включает в себя также продумывание способов контроля и оценивания успешности учебной деятельности студентов. Введение единого выпускного государственного экзамена как формы поступления в высшее учебное заведение диктует необходимость пересмотра технологий преподавания и контроля освоения учащимися базовых общеобразовательных дисциплин.
Важным моментом в этой технологической цепочке является выбор форм деятельности студентов на уроке и их сочетаемости: будет ли это индивидуальная, коллективная, групповая или фронтальная. При этом определяется тип руководства учебной деятельностью, степень предоставления самостоятельности обучающимся. От технологии учебного процесса, учитывающего индивидуальные особенности личности, зависит эффективность интеллектуального развития.
В настоящее время широко используются самые разнообразные технологии обучения: проблемного, модульного, компьютерного обучения, коллективных способов обучения и др. Они способствуют активизации познавательного процесса, развития самостоятельности и инициативности студентов, повышению учебной мотивации, формированию мобильности поведения в меняющихся условиях деятельности. Достоинство новых технологий и в том, что они сближают процессы воспитания и обучения детей.
Чтобы новая технология давала ожидаемый результат, её надо продуманно выбирать и разумно сочетать между собой и с традиционным обучением. Руководством к такому выбору служит аксиоматика, предложенная профессором В.М Монаховым. Его система приемлема для работы преподавателя в системе начального профессионального образования. Фактически это система критериев отбора новых методов и технологий. Автор объединил их в три группы:
Первая группа – аксиомы включения педагогической технологии в единое образовательное пространство России.
Вторая группа – аксиомы моделирования учебного процесса.
Третья группа – аксиомы нормализации учебного процесса.
В каждую аксиоматическую группу входят по три аксиомы.
Первая группа аксиом включения и выбираемой педагогической технологии в единое образовательное пространство России состоит из следующих аксиом:
– востребованности педагогической технологии в российском образовательном пространстве;
– адекватности педагогической технологии системе «педагог», т.е. ее способности к профессиональному воспроизведению педагогами.
–универсальности педагогической технологии по отношению к предметным методическим системам.
Вторая группа аксиоммоделирования учебного процесса состоит из таких аксиом, как:
–параметризация учебного процесса;
–диагностируемость эффективности использования;
–дозируемость, т.е. способность к частичному или полному использованию.
Остановимся кратко на этих параметрах выбора технологий. Параметризация учебного процесса включает в себя прежде всего целеполагание как определение границ его дидактических возможностей. На самом уроке преподавателю важно придумывать приемы постановки целей перед студентами: устно, с помощью краткой записи на доске, в тетрадях, с использованием кодопозитивов, таблиц и др. Делается это в опосредованной и ненавязчивой форме через серию вопросов:
Какое содержание учебного материала усвоим на уроке?
Каким познавательным умением (интеллектуальным, практическим, общеучебным или специальным) будем овладевать?
Какой приём умственной деятельности будем отрабатывать на уроке?
Какому качеству личности уделим внимание?
Преподавателю необходимо постоянно раскрывать студентам значимость изучаемого материала в жизни, выяснять смысл учебных задач, решаемых на уроке. Лишь в том случае, когда студент осознает и примет учебную задачу как лично для него значимую, его деятельность становится мотивированной и целенаправленной, ему начинает интересно учиться.
Наша «Академия индустрии красоты «Локон» готовит студентов по профессии парикмахер. На уроках геометрии мы связываем изучение таких тем, как «Параллельность прямых и плоскостей», «Перпендикулярность прямых и плоскостей», «Пространственные тела» с их будущей профессией. Умение проводить касательные, перпендикуляры, параллельные прямые помогает освоить технологию стрижки: деление головы на зоны, правильно делать оттяжки волос и т.д. Преподаватель и мастер производственного обучения воспитывают в учащихся желания как цели:
хочу овладеть умениями ставить перед собой цели, планировать свою деятельность, добиваться результата;
хочу освоить технику составления плана, программы, конспекта, тезисов содержания учебного материала;
хочу научиться работать в группе, общаться, задавать вопросы, вступать в диалог, и т.д.
Параметр диагностируемости выбираемой технологии и её результатов обязателен уже потому, что реализуя его, преподаватель получает информацию о факте достижения или не достижения поставленных целей. Технология должна гарантировать хороший результат педагогического процесса.
Наконец, о дозируемости технологии и её применении. Этот параметр позволяет формировать содержательную и качественную информацию по объему, характеру, особенностям самостоятельной деятельности учащихся, достаточную для гарантированного успешного прохождения материала.
Содержание учебного материала урока требует его тщательного отбора. Критериями его отбора могут стать:
выделение фундаментальных и прикладных знаний;
гуманизация знаний (исторический экскурс, связь с жизнью, межпредметные связи и т.д.);
значимость отобранного содержания в системе фундаментальных знаний и для мировоззрения;
ценность главных идей в системе логических связей темы, раздела, курса;
ценность основного содержания для студента.
Исходя из этих критериев, преподаватель отбирает из всего объёма содержания в качестве учебного материала урока лишь часть, куда входят:
главная идея, ключевые слова и основные понятия;
вопросы, упражнения, задания разного уровня, способствующие полному усвоению главной идеи темы непосредственно на уроке;
занимательный и наглядный материал.
Далее педагог логизирует весь собранный на этапе моделирования материал об уроке и для урока.Логическая структура-это информация о переводе методического замысла педагога в целостную и логически наглядный проект учебного процесса на уроке. Работа с этим параметром становится верхом технологического и педагогического мастерства педагога.
Разработав проект урока, педагог корректирует его. Коррекция – это представление информации о педагогическом браке, т.е. учащихся, не прошедших успешно диагностику, а также о содержании методического пути исправления сделанных ошибок в работе самого педагога. Это параметр реализуется через аксиомы:
–целостности и цикличности модели учебного процесса;
–технологизации информационной модели учебного процесса.
Технологизация информационной модели учебного процесса связана с созданием технологической карты (ТК) учебного процесса в границах учебной темы. ТК составляется с соблюдением всех пяти параметров учебного процесса. Сама технологическая карта выступает паспортом проекта учебного процесса по учебной теме. Дальнейшая конкретизация такого проекта учебного процесса осуществляется в виде информационных карт урока – ИКУ. Если в технологической карте указано 17 уроков, следовательно, конструируется 17 информационных карт.
Третья группа аксиом нормализации проекта учебного процесса как основного продукта функционирования педагогической технологии базируется на следующих аксиомах:
–технологизации профессиональной деятельности педагога;
– нормирования проекта учебной деятельности учащихся;
– формирования рабочего поля.
Технологизация профессиональной деятельности педагога как аксиома касается, в первую очередь, таких инновационных компонентов его профессиональной деятельности, как умение формировать и держать и держать в голове педагогический замысел урока, способность к переструктурированию урока и разрабатывать технологическую карту урока.
Умение выражать педагогический замысел проекта учебного процесса на весь учебный год в виде последовательности микроцелей, сконструированных педагогом на основании своего методического опыта, содержания учебной программы и требований государственного образовательного стандарта, последовательное выполнение которых приводит класс к безусловной реализации стандарта. Эта система микроцелей может быть представлена в боле наглядном виде как лестница, ведущая к стандарту, ступенькой которой являются микроцели. Другими словами – это технологическая процедура перевода требования стандарта на язык микроцелей, где микроцель есть ступенька познания и развития учащихся.
Технологичность деятельности педагога требует от него как автора проекта высокого уровня мастерства и творчества, так как связана со сложнейшим методическим действом – переконструированием учебных тем. Действительно, система микроцелей на весь учебный год как бы «растворяет» границы между учебными темами, и педагог получает «возможность», исходя из своего опыта и технологических процедур, разработать свою, более соответствующую учащимся, их уровню восприятия материала, структуру.
Профессиональное умение проектировать технологическую карту(ТК) тоже относится к технологичности педагогической деятельности. Это фактически верх педагогического мастерства, когда своё видение будущего учебного процесса, свой замысел педагог представляет в канонической форме технологической карты. Надо заметить, что это профессиональное умение достаточно сложное, многокомпонентное, интегративное по своей сущности, требует от педагога хорошо развитой рефлексии.
Важным компонентом профессиональной деятельности педагога является умение конструировать информационную карту урока (ИКУ), ибо совокупность ИКУ для данной учебной темы является конкретизированным проектом будущего учебного процесса.
Профессиональное умение сравнить два педагогических объекта: проект учебного процесса в виде ТК и системы ТКУ и результаты реального учебного процесса в данном классе тоже является компонентом технологизации педагогического процесса на уроке. При этом сравнении необходимо проводить по определенным параметрам и технологическом процедурам. В основе сравнительной процедуры лежит специальный мониторинг, фиксирующий динамику учебно-воспитательной деятельности в данной группе и результаты диагностики.
Аксиома нормирования проекта учебного процесса реализуется посредством расчетов:
учебного времени – Т,
объема дидактической информации – V,
интенсивности освоения дидактической информации,
времени, выделяемого на методические программы развития учащихся в границах данной учебной темы.
Аксиома формирования рабочего поля, в котором нормально функционирует педагогическая технология, гарантирует конечный результат при нормальных и комфортных условиях обучения. Любая педагогическая технология должна удовлетворять всем требованиям этой аксиомы и по учебной нагрузке учащихся, и по общей нагрузке: внутри информационных карт урока необходимо тщательно соблюдать нормы основных видов учебно-познавательной деятельности учащихся в рамках своих возрастных групп. Это же относится и к соблюдению психолого-педагогических и физиолого-гигиенических нормативов.
Соблюдение приведенных выше дидактических аксиом позволяет более продуманно подходить к подготовке уроков и проводить их более интересно и в познавательном отношении полезно. Соблюдение аксиом делает проектирование и внедрение педагогической технологии более цивилизованным, корректным, методически подготовленным и научно обоснованным процессом