Ценность семейного воспитания
Верховская Алла Владимировна
Семья несет материальную социально-духовную ответственность за воспитание ребенка.Материальная ответственность за воспитание ребенка заключатся в удовлетворении физиологических, естественных потребностей ребенка: в еде, одежде, доме, тепле и т. д.
В социальном плане- отношения родителей и детей предусмотрены семейным законодательством.
Духовная ответственность заключается в воспитании ребёнка, его способностей, интересов, стремлений и т. д.
Человек как личность развивается на протяжении всей своей жизни, однако, самые главные личностные свойства и качества и способности, психологический фундамент личности формируется в дошкольном детстве. От того, каким было у человек детство, зависит склад его личности и во многом его дальнейшая судьба.
Важным фактором семейной структуры является наличие обоих родителей. Воздействие матери и отца на ребенка строго специфично и обусловлено полом. Когда ребенок воспитывается только матерью, воспитание односторонне и неполно. Это же касается и воспитание ребенка только отцом. Муж и жена, то есть, отец и мать вместе, осуществляют родительское воздействие, необходимое для правильного развития и воспитания ребенка.
Функции матери и отца определены разными обществами и народами по-разному. Но историческая традиция показывает что:
- мать-дух, духовное начало, отец-физическая сила, экономическая, социальная;
- мать окружает ребенка любовью, нежностью и заботой; отец- строгостью, требовательностью;
- мать- олицетворение домашнего очага, семейного круга; отец-связи семья с окружающим миром, это социальная опора и авторитет семьи;
- от матери идут чувство дома, самопожертвования, любовь, привязанность, отзывчивость, сочувствие; от отца- смелость, решительность, мужество, воля, твердость;
- мать защищает своих детей любовью - они спокойны, уравновешены, уверены от сознания того, что любимы; отец защищает детей от страхов, внешних и внутренних.
Специфика воздействий, которые осуществляют мать и отец, определяется также их участие в уходе за ребенком, в его развитии. Мать и отец в семье необходимы и с учетом идентификации детей. Мужественность мальчиков и женственность девочек не приобретается разговорами и указаниями, а усваиваются посредством общения с отцом и матерью. Последнее время во всем мире появилось модель, называемая «Одинокая мать» или «Одинокий отец». Проблема такого типа семей: для того чтобы ребенок стал полноценной личностью, ему необходимы оба родителя.
Важным фактором, от которого зависит семейное воспитание- правильные взаимоотношения. Семью часто определяют, как взаимодействие личностей, то есть взаимодействие между родителями, отношение родителей к детям и детей к родителям. Нарушение системы семейного воспитания, дисгармонии семейных отношений, являются основным фактором возникновения тревожности у детей. Дисгармония, дестабилизация семьи- это негативный характер супружеских отношений, выражающийся конфликтом взаимодействии супругов. Супружеский конфликт представляет собой сложное явление. Причинами его, с одной стороны являются нарушения в системе взаимоотношений- их конкурентных характер, формальность, неравенство, с другой- искажения в личных установках, ролевых ожиданиях.
Объективно складывающиеся взаимоотношения в семье характеризуют структуру семьи, семейную целостность. В здоровой семейной структуре устанавливается подвижное равновесие, проявляющееся в оформление психологических ролей каждого члена семьи, формирования семейного «мы», способности членам семьи самостоятельно решать противоречия и конфликты.
Семьи с нарушенными отношениями не могут самостоятельно решать возникающие в семейной жизни противоречия и конфликты. В результате длительно существующего конфликта у членов семьи наблюдается снижение социальной и психологической адаптации, отсутствие способности к совместной деятельности, в частности, неспособность к согласованности в вопросах воспитания детей. Уровень психологической напряженности в семье имеет тенденцию к нарастанию, приводя к эмоциональным нарушениям, невротическим реакциям ее членов, возникновения чувства постоянного беспокойства и тревоги у детей.
В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Д.Н.Исаев считают, что решающим фактором, который формируют личностные черты, предрасполагающие к возникновению тревожности у детей, является неправильное воспитание. Выделяется 3 типа неправильного воспитания:
-отвергающие(неприятие). Оно обусловлено радом осознаваемых и чаще неосознаваемых моментов. Суть его заключатся либо в чрезмерной требовательности, жесткой регламентации и контроля, либо в недостатке контроля на почве попустительства.
-Гиперсоциализирующие. Возникает на почве тревожной мнительности родителей в отношении здоровья ребенка и других членов семьи, социального статуса ребенка среди сверстников и особенно его успехов в учебе, равно как и в отношении к социальному статусу других членов семьи.
- эгоцентрическое. Наблюдается в семьях с низким уровнем ответственности, когда ребенку навязывается представления «Я большой» в качестве ценности для окружающих.
Семья оказывает непосредственное влияние на ребенка, на формирование его личностных качеств, эмоциональное состояние, умственное и физическое развитие, что в дальнейшем будет определять всю его жизнь.