Развитие личности ученика, через контекстное обучение
Погребняк Татьяна Николаевна,
учитель математики, ГБОУ лицей № 408
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Обучение, как активный и продуктивный процесс, основывается на единстве эмоционально-ценностного, понятийно-логического и операционно-действенного факторов. Школьники плохо усваивают то, что не имеет для них личностного смысла, что не затрагивает их чувства, личный опыт. Эмоционально-ценностная, смысловая основа обучения не всегда учитывается учителем, в то время как это необходимое условие успешной работы.
В зарубежной и отечественной педагогике и психологии разработано множество форм совместной учебной деятельности на уроке: от индивидуальных и дифференцированных до групповых и коллективных.
Фронтальная форма обучения в условиях массовой школы устанавливает авторитарный стиль работы. Ученик же закрепляется в позиции исполнителя, пассивного потребителя знаний.
Каждый ребенок должен чувствовать себя на уроке комфортно, только в этом случае он проявит своё «Я». О каком комфорте и активности ученика можно говорить, если в течение 11 лет они видят только спины своих товарищей, а высказывать своё мнение им предоставляется возможность не чаще одного раза за урок.
Вместе с тем существуют инновационные технологии, которые помогают преодолевать трудности в педагогическом взаимодействии и, вместе с тем, успешно усваивать учебный материал.
Данный способ заключается в выходе учителя на иной в сравнении с традиционным, новый уровень отношения учителя и ученика, заключающийся в более глубоком осмыслении мотивов действий друг друга, учёте чувств и переживаний этих основных субъектов образовательного процесса. А это, в свою очередь, предполагает естественное изменение позиции учителя, безусловно, доброжелательное, уважительное отношение к детям, что закономерно приводит к созданию позитивного эмоционально-психологического климата в классе.
Центральное место в организации непосредственной педагогической работы и в планировании необходимо отвести контекстному обучению. Суть контекстного обучения в том, что содержание предмета является контекстом, то есть второстепенным, а во главе ставится задача исследования психологических данных ребёнка в процессе работы. Детям об этом не сообщается, они занимаются обычным делом на уроке: учитель как бы полностью следует за ними, но при этом тщательно и по особой методике проводит наблюдения. Ключевой результат такого исследования – определение уровня самооценки учащихся. Недостаточное развитее знаний о себе, их неточность и неполнота, делает ребёнка беззащитным перед отрицательными внешними оценками, он принимает их на веру, что порой ведёт к развитию негативного отношения к себе, блокирует активность, делает неадекватно низкой самооценку.
Негативные внешние оценки, не встречая противодействия в виде адекватного, действенного знания ребёнка о себе, накапливаются и тяжким грузом гнут к земле. Кто как не учитель поможет ребёнку узнать себя, правильно оценить, поверить в свои силы, знания, возможности? Но чтобы помочь ребенку узнать себя, учителю необходимо самому познать ребёнка, проанализировать психологическое состояние ученика в процессе учебной деятельности.
В целом можно сказать, что критический разбор прошлого повышает надёжность будущего. Отсюда базовая цель контекстного обучения – воспитание у учащихся в средней школе адекватной самооценки путём привития им привычки к саморефлексии – исследованию, анализу собственной деятельности. Сначала учебной, а затем – в других сферах жизни.
Осуществлению указанной базовой цели педагогической работы в средней школе, осуществляемой в рамках контекстного обучения, безусловно, способствует коллективный способ обучения (КСО).
Коллективный способ обучения называют - обучением по способностям и методом непрерывной передачи знаний.
Положительные моменты КСО, которые я выделила на основе личных наблюдений таковы:
· Ученик закрепляется не в позиции пассивного потребителя, пассивного исполнителя, а активного участника процесса. Это способствует переходу на новый, активный и осознанный уровень освоения и применения учебной информации.
· КСО заключается и в выходе учителя на иной уровень отношений с учениками, в более глубоком осмыслении их действий, в адекватном восприятии их чувств и переживаний.
· Снимается основная часть трудностей, связанных с организацией взаимодействий учеников, с регуляцией их деятельности, поведения.
КСО стимулирует такие важные способы взаимодействия как сотрудничество, взаимопомощь, помогает преодолевать замкнутость.
Этот способ обучения является школой культурной коммуникации и для учащихся, и для учителя. Дети учатся уважать мнение собеседника, тактично высказывать замечания, выслушивать и понимать друг друга.
Технология КСО способствует более глубокому формированию необходимых умений речевой деятельности в общении.
В работе в парах, через деловое общение дети учатся:
1. Отвечать на вопросы в соответствии с их характером и назначением;
2. Вести диалог в целях получения, уточнения, систематизации информации;
3. Развивать мысль в логике поставленного вопроса;
4.Аргументировать свое высказывание.
Активная позиция ученика на уроке внешне выражена, прежде всего, в речевой деятельности. Именно уровень этой деятельности является индикатором его личностного становления как субъекта жизни, причём как для него самого, так и для учителя.