Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие личности ученика, через контекстное обучение

Погребняк Татьяна Николаевна,
учитель математики, ГБОУ лицей № 408
Пушкинского района Санкт-Петербурга

 

Обучение, как активный и продуктивный процесс, основывается на единстве эмоционально-ценностного, понятийно-логического и операционно-действенного факторов. Школьники плохо усваивают то, что не имеет для них личностного смысла, что не затрагивает их чувства, личный опыт. Эмоционально-ценностная, смысловая основа обучения не всегда учитывается учителем, в то время как это необходимое условие успешной работы.

В зарубежной и отечественной педагогике и психологии разработано множество форм совместной учебной деятельности на уроке:  от индивидуальных и дифференцированных до групповых и коллективных.

Фронтальная форма обучения в условиях массовой школы устанавливает авторитарный стиль работы. Ученик же закрепляется в позиции исполнителя, пассивного потребителя знаний.

Каждый ребенок должен чувствовать себя на уроке комфортно, только в этом случае он проявит своё «Я». О каком комфорте и активности ученика можно говорить, если в течение 11 лет они видят только спины своих товарищей, а высказывать своё мнение им предоставляется возможность не чаще одного раза за урок.

Вместе с тем существуют инновационные технологии, которые помогают преодолевать трудности в педагогическом взаимодействии и, вместе с тем, успешно усваивать учебный материал.

Данный способ заключается в выходе учителя на иной в сравнении с традиционным, новый уровень отношения учителя и ученика, заключающийся в более глубоком осмыслении мотивов действий друг друга, учёте чувств и переживаний этих основных субъектов образовательного процесса. А это, в свою очередь, предполагает естественное изменение позиции учителя, безусловно, доброжелательное, уважительное отношение к детям, что закономерно приводит к созданию позитивного эмоционально-психологического климата в классе.

Центральное место в организации непосредственной педагогической работы и в планировании необходимо отвести контекстному обучению. Суть контекстного обучения в том, что содержание предмета является контекстом, то есть второстепенным, а во главе ставится задача исследования психологических данных ребёнка в процессе работы. Детям об этом не сообщается, они занимаются обычным делом на уроке: учитель как бы полностью следует за ними, но при этом тщательно и по особой методике проводит наблюдения. Ключевой результат такого исследования – определение уровня самооценки учащихся. Недостаточное развитее знаний о себе, их неточность и неполнота, делает ребёнка беззащитным перед отрицательными внешними оценками, он принимает их на веру, что порой ведёт к развитию негативного отношения к себе, блокирует активность, делает неадекватно низкой самооценку.

Негативные внешние оценки, не встречая противодействия в виде адекватного, действенного знания ребёнка о себе, накапливаются и тяжким грузом гнут к земле. Кто как не учитель поможет ребёнку узнать себя, правильно оценить, поверить в свои силы, знания, возможности? Но чтобы  помочь ребенку узнать себя, учителю необходимо самому познать ребёнка, проанализировать психологическое состояние ученика в процессе учебной деятельности.

В целом можно сказать, что критический разбор прошлого повышает надёжность будущего. Отсюда базовая цель контекстного обучения – воспитание у учащихся в средней школе адекватной самооценки путём привития им привычки к саморефлексии – исследованию, анализу собственной деятельности. Сначала учебной, а затем – в других сферах жизни.

Осуществлению указанной базовой цели педагогической работы в средней школе, осуществляемой в рамках контекстного обучения, безусловно, способствует коллективный способ обучения (КСО).

Коллективный способ обучения называют -  обучением по способностям и методом непрерывной передачи знаний.

Положительные моменты КСО, которые я выделила на основе личных наблюдений таковы:

·        Ученик закрепляется не в позиции пассивного потребителя, пассивного исполнителя, а активного участника процесса. Это способствует переходу на новый, активный и осознанный уровень освоения и применения учебной информации.

·        КСО заключается и в выходе учителя на иной уровень отношений с учениками, в более глубоком осмыслении их действий, в адекватном восприятии их чувств и переживаний.

·        Снимается основная часть трудностей, связанных с организацией взаимодействий учеников, с регуляцией их деятельности, поведения.

КСО стимулирует такие важные способы взаимодействия как сотрудничество, взаимопомощь, помогает преодолевать замкнутость.

Этот способ обучения является школой культурной коммуникации и для учащихся, и для учителя. Дети учатся уважать мнение собеседника, тактично высказывать замечания, выслушивать и понимать друг друга.

Технология КСО способствует более глубокому формированию необходимых умений речевой деятельности в общении.

В работе в парах, через деловое общение дети учатся:

1. Отвечать на вопросы в соответствии с их характером и назначением;

2. Вести диалог в целях получения, уточнения, систематизации информации;

3.  Развивать мысль в логике поставленного вопроса;

4.Аргументировать свое высказывание.

Активная позиция ученика на уроке внешне выражена, прежде всего, в речевой деятельности. Именно уровень этой деятельности является индикатором его личностного становления как субъекта жизни, причём как для него самого, так и для учителя.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»