Тренинг для родителей
Методическая разработка для педагогов
Кудряшова Наталья Викторовна, воспитатель второй категории, детский сад 82 Калининского района г. Санкт - Петербурга
Павлова Елена Александровна воспитатель высшей категории детского сада №82 Калининского района г. Санкт - Петербурга
План:
• игра с родителями «ваши таланты»
• ассоциации, связанные с едой
• значение еды и процесса приема пищи
• причины отказа детей от пищи
• выработка стратегий в привыкании детей к разнообразной
пище
1. Ассоциации, связанные с едой:
Голод
Подражание
Ощущение силы - ЗАПИСАТЬ!
2. Любимая пища детей: ЗАПИСАТЬ!
(?) - есть ли какая ассоциация с привыканием?
(Пример: Саша - мускулы, как у папы)
Эти ассоциации помогают нам привыкать к разной пище!
3. (?) Для чего нам нужна пища?
Жить → здоровье → правильное, хорошее питание.
Рост → пройти свой эволюционный путь.
Еда нужна нам не только для того, чтобы утолить
чувство голода, а для
Развития → детям еда даёт богатый материал для приобретения новых знании через:
■ информацию от органов чувств;
■ ощущения своего тела.
Это даёт возможность для развития осмысленного общения.
(Попробуем сейчас убедиться в этом - родители в роли детей).
■ Показать картинку с яблоком → (?) что можно сказать
ЗАПИСАТЬ! Зрительный анализ + опыт
■ Дать блюдце с яблоком, нож → ЗАПИСАТЬ высказывания.
Убедились:
■ Бурное общение, обмен мнениями;
■ Включение многих анализаторов, их развитие;
■ Увеличение словарного запаса.
■ Хорошее питание необходимо для нормального и здорового развития ребёнка.
Справка
Национальной Академии наук, 1995 год пренатальный период - по мере того, как формируются нейронные связи, мозг ребёнка совершенствуется. Хорошее питание способствует образованию 100 млрд.нейронов.
Вредные привычки
■ Курение - понижает когнитивные способности;
■ Кокаин, героин - приводит к поведенческим проблемам:
раздражительность, замедленная реакция, отвлекаемость; всё это
мешает нормальному обучению;
■ Алкоголь - приводит к изменению лицевых характеристик, к
замедлению умственного развития.
ОГРОМНУЮ роль в развитии ребёнка играет грудное кормление!
Сейчас наши ребятки находятся в таком возрастном периоде,
когда начинают выбирать себе определённую еду и отказываться от
другой. И в этот момент главное для вас и для нас не дать развиться у детей пищевому консерватизму.
(?) - что это такое? (Представьте себе человека, окружённого
пищей и почти умирающего от голода только из-за своего пищевого
консерватизма, т.к. чуждая еда не полезет ему в горло!)
Сейчас у детей идёт активное развитие органа вкуса.
НЕЛЬЗЯ: кормить однообразной пищей, т.к. ребёнок при этом
■ Не получает витамины, вещества, необходимые для роста и развития;
■ В организме начинается сбой, который ведёт к аллергической реакции (врач - чеснок - тошнит).
В ДУ детям дают разнообразную пищу. Мы учим детей есть понемногу, маленькими порциями, но эта задача не удаётся. Дети плохо едят, а многие просто отказываются от пищи. Нас не может это не волновать.
Причины: ЗАПИСАТЬ!
■ Лень - ждёт, когда покормят;
■ Не приучены к разнообразной пище;
в Нарушение режима питания (частые перекусы + сладкое);
■ Заболевания (аллергия) - 7 детей (Соколов Рома -
астматический бронхит, у остальных нет жёсткого ограничения);
■ Темперамент:
I тип - «энергичные дети» (норовистых холериков трудно усадить и удержать за столом – Даша, Влада, Валера, Валя, Саша. Такие детки могут одновременно говорить, слоняться вокруг стола, пожевать, отщипнуть, поиграть, попрыгать, походить, тапки снять, но никогда не доедят того, что у них в тарелке).
Рекомендация:
• Приструнить! Правило: когда ешь, сиди за столом! (Если выскочишь из-за стола больше одного раза, значит ты сыт);
• Сосредоточить на еду (выключить телевизор, убрать игрушки);
Так как сидеть им трудно, надо дать хорошенько подвигаться до еды.
II тип - «впечатлительные дети» (Лейла, Настя Ц.)
Такие детки 1 кусок пережёвывают по 100 раз; жидкость пьют мелкими глоточками; за столом могут сидеть 45 минут и более (создаётся впечатление, что ребёнок смакует).
Рекомендация:
• Объяснить ребёнку, что пища остывает и становится невкусной;
• Разумные ограничения (если долго будешь кушать,останется меньше времени на игру)
Родителям → сказали → они выполнили!
Никогда не требуйте от детей немедленного прекращения игры и принятия еды. Их необходимо предупредить заранее, что наступает время еды, а также помочь убрать игрушки.
Чтобы помочь детям привыкнуть к разнообразной пище -
действуем совместно!
Приёмы
1. Настраивать детей на новую пишу (с вечера смотрим меню детского сада, рассказываем детям, как полезна эта пища. Ты обязательно попробуй!)
2. Участие детей в практической деятельности (дома, в детском саду). В д/с - центр «Кулинария», дома вместе с мамой готовим: предлагаем помыть овощи, фрукты; тесто, сок, бутерброды.
Сервировка стола. Оригинальное оформление блюд. Фрукты
кладём в красивую вазу. Поём песни.
Чем больше участие детей, тем охотнее они едят.
3. Объяснения:
• Разогретая пища должна съедаться в тёплом виде – так полезнее;
• Рассказывать ребяткам, какими полезными и питательными свойствами обладают овощи, фрукты, мясо (морковь улучшает зрение, состояние зубов; чеснок уничтожает болезнетворные микробы; молоко - «тот, кто пьёт ...»)
4. Обязательно нахваливать новую пищу (если при ребёнке говорить, какая невкусная - он есть не будет).
5. Выработать правила: они предотвращают конфликты!
• Сладкое - только один раз в день;
• Раз в день есть фрукты.
(Использовать художественное слово (стихи, загадки, считалки, потешки)).
6. Ассоциации.
7. Награждение (Заинька принёс тебе открытку)
8. Личный пример (за ужином, даже если ребёнок сыт, пригласите его посидеть с вами за столом хотя бы на 10 минут. Этот ритуал приучит его к правилам поведения за столом, т.к. вы являетесь примером для подражания. И возможно ему вместе с вами захочется поесть).
10. Создание атмосферы (старайтесь заканчивать еду в приятной, спокойной обстановке, а не в истерике).
Похвала за:
• Немного съел новой еды;
• Вежливые слова;
• Умелое пользование вилкой, ложкой, салфеткой;
• Аккуратное употребление пищи. Это очень важно!
Ребятки наши уже вырастают из того возраста, когда на их чумазые мордашки смотришь с умилением. Теперь реакция окружающих становится другой. Давайте приучать детей есть неторопливо, тщательно пережёвывать пищу с закрытым ртом, а в дальнейшем и красиво пользоваться всеми столовыми приборами.
Чтобы наши повзрослевшие дети не только получали удовлетворение от процесса еды, но и процесс этот был бы приятен для их сотрапезников.
Ваши предложения!
Мы предлагаем: устроить праздник с конкурсом «Любимое блюдо». Давайте стремиться к тому, чтобы в процессе еды была гармония, а не слёзы.