«Утверждаю» РАССМОТРЕНО НА ПС «__» «_______»201__г «__» «_______»201__г Приказ № ________ Протокол № _____ Директор ГБОУ ЦО № 170 ___________М.Н.Рясько Положение о рабочей программе по предмету учителя ГБОУ ЦО № 170 Колпинского района Санкт-Петербурга 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение является нормативным документом, определяющим порядок разработки и утверждения рабочей программы педагогического работника в ГБОУ ЦО № 170 Колпинского района Санкт-Петербурга (далее - Учреждение). 1.2. Настоящее положение разработано в соответствии с ст. 5, 7, 12, 47, 48 Закона Российской Федерации «Об образовании», Уставом Учреждения с целью регламентации деятельности должностных лиц и учителей по реализации государственных образовательных стандартов в ходе образовательного процесса по предмету. 1.3. Настоящее положение устанавливает порядок разработки и утверждения рабочих программ учебных дисциплин, определяет требования к содержанию и оформлению данных документов. 1.4. Рабочая программа – документ, созданный на основе примерной или авторской программы, с учётом целей и задач Образовательной программы учреждения и отражающий пути реализации данного предмета. 1.5. Рабочая программа составляется учителем по определённому учебному предмету и рассчитана на один год обучения. 1.6. Рабочая программа определяет назначение и место учебной дисциплины в системе образовательного процесса, цели ее изучения, содержание учебного материала в соответствии с государственными образовательными стандартами и формами организации обучения. 1.7. Настоящее положение утверждается директором Учреждения после рассмотрения и принятия соответствующего решения педагогическим советом. 2. Содержание и структура рабочей программы 2.1. Рабочая программа должна выполнять следующие функции: целеполагания – поставленные цели определяют все основные компоненты курса; информационную – рабочая программа представляет в сжатой форме информацию общего характера о курсе; оперативного изменения курса – структуризация материала курса на основе выделенных целей обеспечивает возможность внесения изменений в курс непосредственно в процессе обучения без утраты целостности последнего; прогностическую – рабочая программа задает предполагаемый конечный результат обучения; контрольно - диагностическую – рабочая программа включает средства проверки степени достижения обучающимся заявленных целей курса; оценочную – рабочая программа содержит в концентрированной форме всю информацию о курсе, которая может быть использована для его предварительной оценки, что важно для оценки образовательной программы и прогнозирования качества образования. 2.2.Рабочая программа раскрывает: роль и значение соответствующей учебной дисциплины в реализации государственных образовательных стандартов, важнейшие мировоззренческие идеи и категории, подлежащие усвоению на конкретной содержательной основе (обязательный минимум содержания образования); объем и содержание умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся (требования к уровню подготовки учащихся); объем и содержание общеучебных умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся в ходе изучения данного предмета); объем и содержание ключевых компетентностей, формирование которых обеспечивает данная дисциплина; основные формы творческой деятельности, необходимые для успешной работы будущего выпускника, характер учебно-познавательных проблем и задач, способствующих формированию компетентностей выпускника. 2.3. Рабочая программа учитывает: целевые ориентиры и ценностные основания современного российского образования; целевые ориентиры, ценности, особенности, направления развития своей школы; состояние здоровья учащихся класса; уровень способностей обучаемых детей и качество их учебных достижений; возможности педагога ; состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения центра; 2.4 Содержание и реализация рабочей программы удовлетворяет следующим требованиям: - четко определено место и роль данной дисциплины в овладении учащимися знаний, умений и навыков в соответствии с государственным образовательным стандартом по соответствующему предмету; - установлены и конкретизированы на этой основе учебные цели и задачи изучения предмета; - своевременно отражаются в содержании образования результаты развития науки, техники, культуры и производства, других сфер человеческой деятельности, связанные с данной учебной дисциплиной, за период, прошедший с разработки Примерной учебной программы. - учтён региональный компонент образования путем усиления профессиональной направленности образовательного процесса, отражена специфика и потребности региона; - определены межпредметные связи, согласовано содержание и устранено дублирование изучаемого материала с другими дисциплинами учебного плана ОУ; - оптимально для данного класса распределено учебное время по разделам и темам курса: - определены наиболее эффективные виды и формы занятий в зависимости от особенностей содержания и специфики класса, - продуманы возможности использования современных технологий обучения, в том числе информационно-коммуникационных, и инновационные подходы к решению образовательных проблем; - спланирована организация самостоятельной работы учащихся; - продумано полноценное обеспечение образовательного процесса учебной литературой и дидактическими материалами; - отражена деятельность учителя по развитию познавательной активности обучаемых, развитию их творческих способностей, исследовательских умений и навыков; - продумана работа по формированию общеучебных умений и навыков, ключевых компетентностей учащихся - рабочая программа оформлена в соответствии с требованиями к делопроизводству 2.5 Структурными элементами рабочей программы являются: • титульный лист; • содержание документа; • пояснительная записка, в которой содержатся: - нормативная база для составления программы; - характеристика предмета, ценностные ориентиры содержания учебного предмета, место предмета в учебном плане; - цели и задачи изучения данного предмета; - требования к уровню подготовки учащихся; - нормы оценок учащихся за конкретные виды работ; - технологии, используемые в образовательном процессе; - программно-методическое обеспечение изучения учебного предмета; - основное содержание учебной программы; - в случае, когда имеет место общеобразовательная скорректированная программа, особенности корректировки. • психолого-медико-педагогическая характеристика учащихся конкретного класса; • календарно-тематическое планирование, включающее перечень изучаемого материала с ориентировочным распределением учебных часов по разделам курса, с указанием преобладающих видов деятельности учащихся, с датой планируемого проведения данного урока и с графой для выставления даты фактического проведения урока. 3. Деятельность педагога по разработке рабочей программы 3.1.Учитель разрабатывает свою рабочую программу на класс в соответствии с уровнем способностей обучаемых детей, качеством их учебных достижений, состоянием здоровья. 3.2.При составлении рабочей программы учитель должен обеспечить соответствие ее содержания следующим документам: Государственному образовательному стандарту по соответствующему предмету; примерной программе по предмету, утвержденной Министерством образования и науки РФ или авторской программе, на основании которых педагог готовит рабочую программу; образовательной программе центра образования; учебному плану центра образования; 3.3. В процессе разработки рабочей программы учителю необходимо провести следующую работу: проанализировать содержание образовательного стандарта и программы по предмету; проанализировать требования к уровню подготовки обучающихся ; проанализировать специфику класса; продумать пути учёта специфики класса в преподавании предмета; разработать учебно-тематическое планирование, определив объём практической составляющей курса; определить контрольные параметры, позволяющие выявить уровень освоения образовательного стандарта обучающимися; определить конкретно по каким разделам, темам программы необходимо доработать, обновить, пополнить банк контрольно-измерительных материалов; проанализировать имеющиеся программно-методическое, материально-техническое обеспечение по предмету в соответствии с Требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования, определить его достаточность для реализации стандарта; ежегодно оформлять заявку на приобретение или обновление фонда; проанализировать фонд имеющейся в библиотеке ОУ (в необходимом количестве) основной и дополнительной литературы по предмету. При отсутствии необходимой литературы в библиотеке (или ее недостаточности), заведующая библиотекой оформляет заявку на ее приобретение. определить достаточность методического обеспечения всех видов учебной работы (контрольные, практические, самостоятельные, лабораторные работы, проектирование и т.д.) и составление соответствующего плана его разработки; оформить рабочую программу в соответствии с требованиями, представить её на рассмотрение ШМО, согласование с заместителем директора по УВР, утверждение директором центра образования. 4. Деятельность школьных методических объединений по рассмотрению рабочей программы. 4.1.Школьное методическое объединение рассматривает рабочую программу по предмету, представленную педагогом, на соответствие образовательному стандарту, примерной либо авторской программе, на основании которой педагог составлял рабочую программу, образовательной программе центра, учебному плану. в случае необходимости даёт рекомендации по доработке программы; 5. Деятельность заместителя директора по УВР. 5.1.Заместитель директора по учебно-воспитательной работе рассматривает программу на соответствие образовательному стандарту, реализуемой программе, образовательной программе центра образования, положению ЦО о рабочей программе и степень готовности для представления ее на педагогическом совете и утверждение директором школы. 6. Деятельность директора по утверждению рабочей программы. 6.1.Директор центра образования рассматривает программу на соответствие образовательному стандарту, реализуемой программе, Положению ЦО о рабочей программе; утверждает приказом по центру образования;