Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

Семенова Надежда Игоревна, к.т.н.,

 

доцент кафедры высшей математики СПбГЛТУ им. С.М.Кирова,

 

старший методист ГБОУ средняя школа 16, Санкт-Петербург

 

- Эх, сколько контрольных надо проверять! Неохота! Мария Степановна, может, поможете?

- Ну, хорошо...

- Так, садитесь ко мне спиной. Отвернулись? Начали! Итак, что поставим этой тетрадке?..

 

Качество образования на основе здоровьесберегающих технологий и достаточный уровень психологической комфортности образовательной среды в школе можно обеспечить только силами сплоченного, высоко квалифицированного педагогического коллектива. Именно поэтому проблема профессионального здоровья рядового учителя в настоящее время стала привлекать общественное внимание.

Еще Аристотель говорил, что если человек удачно выберет труд и вложит в него свою душу, то счастье само его отыщет. Работая учителем, невозможно не отдавать частицу своей души (и подчас довольно большую частицу) своим ученикам. И сколь велико воздействие педагога на ребенка, столь же велико воздействие профессиональной деятельности на самого учителя. Если на улице или в гостях вы встретите женщину с громким голосом и хорошо поставленной дикцией, раздающую четкие указания находящимся рядом людям, с большой долей уверенности можно сказать, что она работает в школе. Это всего лишь внешние признаки овладения профессией учителя.

Гораздо более серьезными и глубокими деформациями являются авторитарность и консерватизм, желание доминировать в сочетании с индифферентностью к окружающим, а также информационная пассивность опытного педагога. Такие отрицательные качества могут в той или иной степени присутствовать у любого человека, более 10 лет проработавшего в школе. Однако их устойчивая прогрессирующая совокупность, приправленная плохим самочувствием и обидой на социальную незащищенность, сигнализирует о наличии «синдрома выгорания в профессии».

Профессиональное выгорание есть синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе и утрату понимания и сочувствия [4]. Опасность кроется не только в том, что диагностировать наличие этого синдрома достаточно сложно, особенно на начальных стадиях. Даже если симптомы становятся уже очевидными, не каждый учитель способен признать это и согласиться на помощь со стороны психолога, коллег и администрации.

Тестирование сотрудниками психолого-медико-социального (ПМС) центра педагогического коллектива нашего образовательного учреждения показало, что, несмотря на долгую слаженную работу, большой процент учителей находится на той или иной стадии выгорания и им требуется педагогическое сопровождение.

Под педагогическим сопровождением деятельности учителя понимают целостный, системный процесс организации взаимодействия педагога в профессиональной деятельности, основанный на идеях педагогической поддержки, включающий диагностику; недирективную помощь, направленную на активизацию механизмов саморазвития личности; консультирование, коррекцию профессионально-личностных деформаций [2].

По предложению администрации была сформирована группа педагогов с опытом работы 15-20 лет – учителей начальных классов и предметников, работающих в 5-6 классах. Группу подобрали так, чтобы участников сплотили интересы к преемственности обучения на начальной и средней ступени. Показаниями к психолого-методическому сопровождению, помимо результатов тестирования, являлись как внешние, так и внутренние признаки эмоционального выгорания.

Внешняя деятельность этих учителей характеризовалась:

– чрезмерной активностью, присутствием на работе многократно сверх положенного времени;

– ужесточением критериев оценивания учащихся и коллег по работе;

– отсутствием способности к компромиссу;

– поиском «виновного» в собственном окружении, конфликтами с учениками и родителями.

Беседы с указанной группой педагогов выявили наличие:

– неудовлетворенности профессиональной деятельностью, ощущения собственной нереализованности в профессии;

– чувства сверхответственности и излишних переживаний, связанных с работой;

– чувства постоянной усталости и тревоги, бессонницы;

– обострения разного рода хронических заболеваний;

– ощущения непонимания и неприятия современных детей.

Учителя сформированной группы – это люди, уже вырастившие собственных детей и полностью «отдавшиеся» работе. Чувство невостребованности в семье заставляет их сверх меры реализовывать себя в профессиональной деятельности, что постепенно приводит к деперсонализации. В последнее время синдром эмоционального выгорания часто усугубляется стрессовой ситуацией от введения новых государственных образовательных стандартов и новой системы экспертной оценки педагогической деятельности. Многие педагоги переживают чувство социальной незащищенности и «кризис среднего возраста».

При всем вышеперечисленном эти учителя обладают хорошими человеческими качествами и большим педагогическим опытом, который высоко ценится их коллегами, учениками и родителями.

В задачи психолого-методического сопровождения выбранной группы входило:

ü    свести к минимуму внутренние и внешние проявления синдрома профессионального выгорания;

ü    создать для педагогов ощущение комфорта на рабочем месте;

ü    улучшить общую эмоциональную среду в рабочем коллективе.

На первоначальном этапе осуществлялось индивидуальное информирование учителей о наличии у них синдрома профессионального выгорания – беседа школьного психолога или специалиста из ПМС-центра.

Далее каждому педагогу предоставлялись возможности принятия и осознания проблемы и возможных ее причин, а также классифицирования фазы развития синдрома выгорания:

– серия тестов, проводимых психологами;

– самодиагностика («Желательный и реальный баланс», «Я – дома, я – на работе», ассоциации, рисунок помехи-«барьера», карикатура на себя «Я – педагог» и т.д. [1]);

– медицинское обследование.

На основании результатов диагностики происходил выбор модели сопровождения (комплементарной – дополняющей либо вытесняющей), а также форм индивидуального и группового сопровождения (консультирование, модерирование, супервизия, профессиональный тренинг) [3]. Этому вопросу уделялось особое внимание, поскольку помощь по своей природе может быть как предполагающей свободный выбор, так и агрессивно навязывающей свою волю. Сопровождение же не должно вызывать дополнительный дискомфорт, напротив, его цель – корректно обеспечивать самостоятельное принятие учителем решений по преодолению проблемы. Правильный выбор модели и форм сопровождения в достаточной степени гарантирует достижение положительных результатов.

Следующий этап включал в себя создание и использование ресурсов для изменения состояния педагогов, что подразумевало комплексную поддержку сформированной группы администрацией и психолого-методической службой образовательного учреждения (см. таблицу).

 

Индивидуальная работа

Коллективная работа

Психолог

Помощь в преодолении профессиональных и личностных комплексов и стрессов (методы релаксации, умение владеть своими эмоциями, создание программы личностного роста, развитие позитивной Я-концепции).

Консультации по методам работы в коллективе; тестирование психологического климата коллектива; проведение тренинга по выявлению источников негативных переживаний педагогов и способам снятия напряжения; разработка и осуществление программы, направленной на развитие групповой сплоченности.

Старший методист

Помощь по изменению профессиональных установок в связи с введением ФГОС второго поколения.

Методическая поддержка творческих групп педагогов; создание совместных научно-методических разработок, педагогических инноваций.

Администрация

Организация и оплата курсов повышения квалификации; разработка системы поощрения педагогических кадров ОУ; организация медицинских консультаций.

Проведение круглого стола по проблемам профессионального выгорания; организация совместной деятельности коллектива ОУ, не связанной напрямую с профессией (совместные выезды на природу, экскурсии, творческие вечера, КВН и т.д.).

 

 

Подведение итогов сопровождения группы учителей предваряла серия тестов, проводимых специалистами из ПМС-центра, а также психологические опросы коллег по работе, учащихся и родителей. Результаты выявили следующие показатели положительной динамики в процессе устранения синдрома профессионального выгорания:

– осознание педагогом причин собственного эмоционального выгорания;

– наличие желания изменить ситуацию;

– адекватное восприятие корректной критики в свой адрес;

– активное сотрудничество педагога с психолого-методической службой и администрацией ОУ;

– способность педагога поставить себя на место ученика и своего коллеги;

– улучшение самочувствия;

– ощущение самоудовлетворения;

– положительная реакция педагога на инновации в образовательном процессе ОУ и стремление к профессиональной мобильности.

Поэтапно выстроенное педагогическое сопровождение деятельности учителей оказало влияние не только на улучшение «климата» в самом коллективе, но и на повышение рейтинга ОУ среди жителей района. Таким образом, можно утверждать, что создание комфортной образовательной среды для учащихся школы невозможно без внимания к профессиональному здоровью педагогов.

В Древней Греции педагогом называли раба, сопровождающего ребёнка своего хозяина в школу, и следившего, чтобы тот по дороге ни с кем не разговаривал. Часто педагогами становились рабы, не пригодные более к физическому труду, состарившиеся или искалеченные. Хочется верить, что за последние пару тысяч лет общество стало по-другому смотреть на учителя и его профессиональную деятельность.

 

Использованная литература:

1. Панова Н.В. Профессиональная жизнь педагога. – СПб.: ИПК СПО, 2009.

2. Панова Н.В. Психолого-педагогические условия снижения рисков профессиональных деформаций педагога. – СПб.: СПбАППО, 2008.

3. Певзнер М.Н. и др. Научно-методическое сопровождение персонала школы: педагогическое консультирование и супервизия. – Новгород: НовГУ, 2002.

4. Maslach C. Burned-out. Human behavior, 1976.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»