Статья
Учебная деятельность и умение учиться
Долгополик Валентина Николаевна,
Козьмина-Соколова Татьяна Борисовна,
учителя начальной школы ГБОУ СОШ №10
Что значит учиться? Как на начальной ступени ребёнок научится действовать при решении разнообразных учебных, практических, игровых, познавательных и других задач, зависит не только успешность его дальнейшего обучения, но и его развитие, личностное становление, судьба. Именно в начальной школе дети начинают осваивать разнообразные виды и формы деятельности, которые в дальнейшем определяют стиль поведения в учебном процессе. Школа должна так построить своё влияние на ребёнка, чтобы этот стиль эффективно помогал каждому учащемуся познавать мир и себя, определять своё место в нём адекватно своим способностям и особенностям.
Уметь учиться – это значит уметь самостоятельно и эффективно выполнять учебную деятельность. В педагогическом толковании учиться – выполнять всё то, что предусмотрено образовательным учреждением. Учебная деятельность ребёнка в этом смысле состоит из разных действий или видов и подвидов учебной деятельности, например: выполнение домашней работы; подготовка своего рабочего места к уроку; ведение дневника; написание строчек букв цифр; решение математических задач; вычерчивание геометрических фигур; списывание текста или написание изложения на уроках русского языка; выполнение физических упражнений на уроках физкультуры и во время физкультминуток на уроках по другим учебным предметам; заучивание стихотворений и т. д.
Термин учебная деятельность в этом смысле иногда заменяют терминами учебная работа, учебный труд. Использование термина учебная деятельность в этом смысле целесообразно при рассмотрении вопроса общей организации учебного процесса в школе, классе, на уроке, при выполнении классных и домашних работ, использовании групповых и индивидуальных, репродуктивных и интерактивных форм обучения. Уместно использование этого термина в рассматриваемом смысле и тогда, когда говорят о рациональной организации в целом той части жизни ребёнка, которая обусловлена его обучением в школе. Такая учебная деятельность является характеристикой учебного процесса, а не обучаемого индивида.
Жизнь современного школьника, его учебная деятельность в рассматриваемом понимании существенно изменилась. Уметь учиться в современных условиях – это уметь выбирать виды и формы своей учёбы ( например, выбирать факультативы, уровень сложности заданий и т.п.); рассчитывать свои силы, планировать свою работу в течении дня и на более долгосрочный период; использовать современные средства и способы получения информации; вырабатывать, проявлять и аргументированно отстаивать собственное мнение и даже уметь отказываться от избытка информации, от участия в мероприятиях, если оно создаёт угрозу здоровью или по другим основаниям.
В психологии в рамках деятельной парадигмы выработалось другое содержание понятия учебная деятельность. Оно возникло в трудах Л.С.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, В.В.Репкина, Г.А.Цукермана и других, основано на психологическом понятии деятельности( А.Н.Леонтьев) и оформилось в виде концепции учебной деятельности в начале 80 – х годов прошлого века. Коротко, содержательно и конструктивно эта концепция представлена в статье В.В.Давыдова и А.К.Марковой « Концепция учебной деятельности».
Смысл психологического понятия учебная деятельность происходит от понятия деятельности, представленного в работе А.Н.Леонтьева «Деятельность, сознание, личность», и связан с классификацией видов деятельности.
Таким образом, учебная деятельность в психологическом смысле – это деятельность субъекта, в которой главной и осознаваемой целью субъекта является получение знаний( о мире, человеке, себе, математике, числе, правилах орфографии, животном мире, способах анализа литературного произведения, способах изготовления изделий из бумаги и т. д. ), овладение соответствующими знаниями, умениями и навыками, овладение способами получения знаний.
Структуру учебной деятельности в психологическом смысле составляют: учебная задача, состоящая из учебной цели и наличии условий её достижения; учебные действия, направленные на решение учебной задачи; действия контроля и оценки степени достижения учебной цели.
Обучение умению учиться или процесс формирования учебной деятельности понимается при этом как «управление взрослым… процессом становления учебной деятельности школьника. Полноценное управление процессом предполагает отработку у школьника каждого компонента учебной деятельности, их взаимосвязи, постепенную передачу отдельных компонентов этой деятельности самому ученику для самостоятельного осуществления без помощи учителя.
Уметь учиться – значит уметь эффективно выполнять учебную деятельность: ставить учебные цели, выявлять и выбирать условия для их достижения, выбирать и конструировать учебные действия, адекватные учебные цели, осуществлять рефлексию своих действий, самоконтроль и самооценку степени достижения принятой цели, коррекцию или дополнение учебных действий ( если это необходимо), умение выполнять все действия сначала в специально организованных учителем условиях и под его руководством, а затем самостоятельно в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.
Работа учащихся в режиме учебной деятельности на уроках и дома всё ещё редка. Направленность обучения на формирование учебной деятельности – один из резервов повышения его эффективности.
Использованная литература
Давыдов В.В., Маркова А.К. Концепция учебной деятельности школьника//Вопросы психологии.1981.
Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание,личность.М.,Политиздат,1977.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.Учипедгиз.1946
Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.Знание.1974