Принципы построения развивающей среды в группе
Александровская Татьяна Валерьевна
1. Принцип «дистанции, позиции при взаимодействии» , ориентирующий на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», способствующего установлению оптимального контакта с детьми, который реализуется через уголок «уединения».
2. Принцип «активности», возможность ее проявления и формирования у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения, осуществляется в уголках групп: «дом», «строительный», «гараж», «спортивный».
3. Принцип «стабильности – динамичности», ориентирующий на создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со «вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей» который можно последить в изменяющемся уголке «изодеятельност ь + настольные игры».
4. Принцип «комплексирован ия и гибкого зонирования», реализующий возможность построения непересекающихс я сфер активности, позволяющий детям свободно заниматься одновременно разным видам деятельности, не мешая друг другу; только в зонированных уголках «дом», «магазин», «больница», «строительный», «гараж», изодеятельность ».
Построение развивающей среды с учетом изложенных принципов дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, способностей, овладению способами деятельности.
Подбор предметов, пособий должен способствовать формированию новых видов деятельности. Предметная среда должна быть неисчерпаема, информативна, удовлетворяя потребность ребенка в новизне, преобразовании, экспериментиров ании. Среда должна являться средством реализации творческих гипотез. Развивающая предметная среда раскрывает свои возможности ребенку благодаря общению со взрослым в этой среде. Задействованнос ть среды ребенком, ее активное познание, изучение зависит от подготовленност и, компетентности взрослого, его доброжелательно сти и заинтересованно го отношения к детям. Ребенок и взрослый действуют вместе и им должно быть удобно в их предметной среде, функциональный комфорт предметной среды обеспечивает их психофизическое благополучие.дению способами деятельности.
В работах О.А. Артамоновой, О. Толстиковой. Т.М. Бабуновой, М.Н. Поляковой раскрываются педагогические характеристики построения предметно-развивающей среды:
- комфортность и безопасность обстановки, выполнение санитарно-гигиенических норм:
- соответствие развивающей среды той образовательной программе, по которой работает детский сад;
- учет всех направлений развития ребенка;
- разнообразие сред, их рациональное расположение;
- обеспечение богатства сенсорных впечатлений;
- обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности;
- обеспечение возможности для исследования, поисковой деятельности, экспериментиров ания:
- доступное расположение предметов и пособий в соответствии с
возрастом детей;
- создание условий для изменения, дизайна окружающей среды. (См. Бабунова Т.М. Создание предметно-развивающей среды. //Сб.Полякова М.Н. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. /Готовимся к аттестации: Методическое пособие для педагогов ДОУ. — СПб.: Детство-ПРЕСС, 2000.
На основе концепции предметно-развивающей среды В.А.Петровским, Л.М. Клариной и др. выделены принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:
- принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
- принцип активности, самостоятельнос ти, творчества;
- принцип стабильности — динамичности;
- принцип комплексировани я и гибкого зонирования;
- принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
- принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
- принцип открытости — закрытости;
- принцип учета половых и возрастных различий детей.
Для всех возрастных групп, кроме игрушек того или иного типа, необходим материал, который в строгом смысле слова не может быть назван игровым (не предназначен для сюжетной игры впрямую), но который обслуживает игру. Традиционно он обозначен как полифункциональ ный материал (любые предметы, не имеющие специфического назначения, но могущие выступать как заместители). Это различные детали крупных напольных строительных наборов, всевозможные объемные предметы(коробк и, диванные подушки, специально изготовленные набивные модули), палочки, веревочки т.п. чем старше дети, тем больше они нуждаются в таком материале, обслуживающем их разнообразные игровые замыслы.
Предметно-игровая среда в современных дошкольных учреждениях
должна отвечать определенным требованиям:
*свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры;
*педагог должен обеспечить свободу действий в условиях групповой комнаты, предусмотреть ее тематический и сюжетный поворот;
*найти для каждой игры только ей присущий стиль игрового интерьера и оборудования.
Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственна я организация жизни детей, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Управление игрой при помощи игрового материала может оказать существенное влияние на развитие творчества в игре детей.
Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать для детей такие условия.
Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную целостную, многофункционал ьную, трансформирующу юся среду и обеспечивать реализацию основной общеобразовател ьной программы в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственнообразовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
Традиционные материалы и материалы нового поколения должны подбираться сбалансировано, сообразно педагогической ценности (среда не должна быть архаичной, она должна быть созвучна времени, но и традиционные материалы, показавшие свою развивающую ценность, не должны полностью вытесняться в угоду «новому» как ценному самому по себе).
Предметная развивающая среда должна подбираться с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.
В условиях перехода к ФГТ игра остаётся важной и неотъемлемой частью детской деятельности. Какие же атрибуты игры необходимы для развития ребёнка?
Типизируя материал для сюжетной игры, мы, прежде всего, будем ориентироваться на его сюжетообразующи е функции, то есть на то, как он обеспечивает сюжет — воображаемую ситуацию.
Принцип трансформируемо сти обеспечивает возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательног о процесса обеспечивает возможности:
осуществления не только образовательной деятельности, но и присмотра и ухода за детьми;
организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности по освоению основной общеобразовател ьной программы дошкольного образования, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
построения образовательног о процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;
организации разнообразной игровой деятельности;
выявления и развития способностей воспитанников в любых формах организации образовательног о процесса;
освоения детьми, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья, основной общеобразовател ьной программы дошкольного образования и их интеграции в образовательном учреждении, включая оказание им индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи, а также необходимой технической помощи с учетом особенностей их психофизическог о развития и индивидуальных возможностей;
учета национально-культурных, демографических , климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс;
использования образовательных технологий деятельностного типа;
эффективной и безопасной организации самостоятельной деятельности воспитанников;
физического развития воспитанников.