Работа с информацией
Титова Елена Борисовна,
учитель школы №365 Санкт-Петербурга
Информация, которую мы каждый день используем на уроках, различна. При выборе материала, необходимого для урока, следует ответить себе на вопросы:
1.Каков источник информации?
2.К какому виду относится данная информация?
3.Какие приемы работы с информацией будут наиболее продуктивными?
4.Какие формы организации работы с данной информацией следует использовать?
5. На каком этапе урока следует использовать эту информацию?
Я определила для себя основные принципы работы с информацией на уроках. Первый - информация должна быть личностно значима для детей. Помните стихотворение В.Берестова «За уши зайца/ Несут к барабану./ Заяц ворчит:/ Барабанить не стану!/ Нет настроения,/ Нет обстановки,/ Нет подготовки,/ Не вижу морковки!»? Обучение должно быть мотивировано, поэтому я стараюсь всегда обращаться к опыту ребенка по изучаемой теме. На уроке 1 сентября по теме: «Мой город Санкт-Петербург - путешествие в будущее» дети отвечали на такие вопросы: «Что для вас Санкт-Петербург? В каком году вы закончите школу? Как вы думаете, как изменится город к этому времени?» Очень важно представить такую информацию, с которой хочется работать, и чтобы работа быларазноплановой. Поэтому по возможности необходимо включать такие тексты, видео, где есть многоплановость, разные уровни для анализа материала. Я подбираю материал чуть труднее, чем тот, с которым ребенок бы мог с легкостью справиться. Поэтому вторым принципом является работа с информацией, ориентированной на зону ближайшего развития ребенка.
Но как организовать работу с информацией таким образом, чтобы она была усвоена детьми? Я не сторонник введения в урок каких-то сказочных игровых персонажей, «завлекалочек» для удержания непроизвольного внимания. Считаю, что они ненадолго вызывают интерес у детей. Гораздо значимее поддерживать интерес к работе на уроке с помощью такой организации процесса познания, когда детям нравится самоизучение материала, когда они испытывают радость через достижение результата, через общение и взаимодействие с другими ребятами. Я часто в процессе урока задаю детям вопросы: «А для чего у вас на партах лежат картинки (словари, тексты, карты)?», «Как вы думаете, что мы будем делать дальше? А какое будет следующее задание? Выберите задание, необходимое для дальнейшего изучения материала». Это позволяет детям самим выстраивать план работы, учиться организовывать работу с информацией, чувствовать свою сопричастность, делать процесс познания «вкусным», испытывать радость от понимания логики изучения и возможности самостоятельно выстраивать работу. Это другой уровень радости. Радость от преодоления, а не от «веселухи». Этого можно достичь, когда дети выполняют различные социальные роли, работая в группах (лидер, исполнитель, оратор, секретарь, критик). Такое взаимодействие дает возможность попробовать свои силы, оценить себя. Очень важно правильно организовать работу в группе, распределить роли между участниками. В первом классе наиболее частая групповая форма работы - работа в парах. Дети, еще плохо знакомые друг с другом, с легкостью могут выполнить такое задание: «Раскрасьте ваши картинки так, чтобы они стали одинаковыми». Но ни в коем случае нельзя насильно заставлять ребенка работать в группе. Ему должно быть комфортно. Он должен иметь право выбора. Мы все разные, и, возможно, именно он овладеет информацией успешнее, работая один. В конце концов, настроение или самочувствие в определенный день может оказаться плохим. Поэтому третьим принципом является возможность выбора учениками формы работы. У детей есть таблички, которыми они могут воспользоваться раз в месяц. Ребенок может поставить ее на парту, тем самым показывая, что сегодня его не надо беспокоить или что сегодня он не готов работать в группе.
Следующий принцип работы можно сформулировать так: «Ничему меня не научит тот, кто тычет, талдычит, жучит». Реализовать этот принцип на уроках мне помогает использование технологии критического мышления. В рамках этой технологии этапы урока получили несколько иные названия и функции.
Первый этап – ВЫЗОВ – задачи которого:
· актуализировать имеющиеся знания и представления по данной теме;
· пробудить к ней интерес;
· активизировать обучаемого, дать возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами
· структурировать последующий процесс изучения материала
Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана; теоретическая и практическая работа по реализации выбранного пути решения. Функции этапа:
· получение новой информации;
· ее осмысление
· соотнесение новой информации с собственными знаниями
· поддержание активности, интереса и инерции движения, созданных на стадии вызова
Третий этап – РАЗМЫШЛЕНИЕ(рефлексия)
· Выражение новых идей и информации своими словами;
· Анализ всего процесса изучения материала;
· Выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»)
На разных этапах урока используются различные приемы работы с информацией. Следует использовать такие приемы и методы работы, при которых сами дети являются активными и неравнодушными участниками. Один из приемов работы с текстом – инсерт (маркировка текста). Инсерт применяется при работе с новым текстом. Дети по-особому маркируют текст. На уроке «Мой город Санкт-Петербург-путешествие в будущее» ребята работали с текстом, составленным на основе информации из СМИ. Они отмечали новую для них информацию знаком «+», уже известную - знаком «✓», а вызывающую вопросы и сомнения – знаком «?». Помимо этого, мы несколько раз возвращались к данному тексту и маркировали информацию, относящуюся к их рабочей группе, с помощью текстовыделителей.
При получении информациидля детей очень важнопереработать ее, применить, поэтому требуется какое-то творческое продолжение. Еще один принцип - это принцип получения продукта на основе изученной информации. На уроке «Мой город Санкт-Петербург-путешествие в будущее» таким продуктом было письмо губернатору о повышении комфортности проживания в нашем городе. Таким продуктом может быть синквейн, составленная экскурсия, коллаж, краткосрочный и долгосрочный проекты.
Согласно данным принципам составлена технологическая карта урока и презентация по теме: «Мой город Санкт-Петербург- путешествие в будущее».
Все дети разные, с разным опытом, и они не «белый лист», на котором мы с вами что-то пишем. На каждом уроке они делятся своими знаниями, своими эмоциями, своими переживаниями с нами и друг с другом. Очень важно хотеть учиться у них, слушать их сердцем и с любовью. Закончу словами философа Калила Джебрана:
Ваши дети не дети вам.
И, хотя они с вами, они не принадлежат вам.
Вы можете давать им вашу любовь, но не ваши мысли,
Ибо у них есть свои мысли.
Вы –луки, из которых ваши дети, как живые стрелы,
посланы вперед.
Пусть же ваш изгиб в руке Стрелка станет вам радостью.
{edocs}Tehnologicheskaya_karta_uroka.docx,800,600,link{/edocs}
{edocs}Sankt-Peterburg.pdf,800,600,link{/edocs}