Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Edocs warning: syntax is wrong. - You missed the "path" parameter
Please read the documentation.

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Работа с информацией

Титова Елена Борисовна,
учитель школы №365 Санкт-Петербурга

 

Информация, которую мы каждый день используем на уроках, различна. При выборе материала, необходимого для урока, следует ответить себе на  вопросы:

1.Каков источник информации?

2.К какому виду относится данная информация?

3.Какие приемы работы с информацией будут наиболее продуктивными?

4.Какие формы организации  работы  с данной информацией следует использовать?

5. На каком этапе урока следует использовать эту информацию?

Я определила для себя основные принципы работы с информацией на уроках. Первый - информация должна быть личностно значима для детей. Помните стихотворение В.Берестова «За уши зайца/ Несут к барабану./ Заяц ворчит:/ Барабанить не стану!/ Нет настроения,/ Нет обстановки,/ Нет подготовки,/ Не вижу морковки!»? Обучение должно быть мотивировано, поэтому я стараюсь всегда обращаться к опыту ребенка по изучаемой теме. На уроке 1 сентября по теме: «Мой город Санкт-Петербург - путешествие в будущее» дети отвечали на такие вопросы: «Что для вас Санкт-Петербург? В каком году вы закончите школу? Как вы думаете, как изменится город к этому времени?» Очень важно представить такую информацию, с которой хочется работать, и чтобы работа быларазноплановой. Поэтому по возможности необходимо включать такие тексты, видео, где есть многоплановость, разные уровни для анализа материала. Я подбираю материал чуть труднее, чем тот, с которым ребенок бы мог с легкостью справиться. Поэтому вторым принципом является работа с информацией, ориентированной на зону ближайшего развития  ребенка.

 Но как организовать работу с информацией таким образом, чтобы она была усвоена детьми? Я не сторонник введения в урок каких-то сказочных игровых персонажей, «завлекалочек» для удержания непроизвольного внимания. Считаю, что они ненадолго вызывают интерес у детей.  Гораздо значимее поддерживать интерес к работе на уроке с помощью такой организации процесса познания, когда детям нравится самоизучение материала, когда они испытывают радость через достижение результата, через общение и взаимодействие с другими ребятами. Я часто в процессе урока задаю детям вопросы: «А для чего у вас на партах лежат картинки (словари, тексты, карты)?», «Как вы думаете, что мы будем делать дальше? А какое будет следующее задание? Выберите задание, необходимое для дальнейшего изучения материала». Это позволяет детям самим выстраивать план работы, учиться организовывать работу с информацией, чувствовать свою сопричастность, делать процесс познания «вкусным», испытывать радость от понимания логики изучения и возможности самостоятельно выстраивать работу. Это другой уровень радости. Радость от преодоления, а не от «веселухи». Этого можно достичь, когда дети выполняют различные социальные роли, работая в группах (лидер, исполнитель, оратор, секретарь, критик). Такое взаимодействие дает возможность попробовать свои силы, оценить себя. Очень важно правильно организовать работу в группе, распределить роли между участниками.  В первом классе наиболее частая  групповая форма работы - работа в парах. Дети, еще плохо знакомые друг с другом, с легкостью могут выполнить такое задание: «Раскрасьте ваши картинки так, чтобы они стали одинаковыми». Но ни в коем случае нельзя насильно заставлять ребенка работать  в группе. Ему должно быть комфортно. Он должен иметь право выбора. Мы все разные, и, возможно, именно он овладеет информацией успешнее, работая один. В конце концов,  настроение или самочувствие в определенный день может оказаться плохим. Поэтому третьим принципом является возможность выбора учениками формы работы. У детей есть таблички, которыми они могут воспользоваться раз в месяц. Ребенок может поставить ее на парту, тем самым показывая, что сегодня его не надо беспокоить или  что сегодня он не готов работать в группе.

Следующий принцип работы можно сформулировать так: «Ничему меня не научит тот, кто тычет, талдычит, жучит». Реализовать этот принцип на уроках мне помогает использование технологии критического мышления. В рамках этой технологии этапы урока получили несколько иные названия и функции.

Первый этап – ВЫЗОВ – задачи которого:

·        актуализировать имеющиеся знания и представления по данной теме;

·        пробудить к ней интерес;

·        активизировать обучаемого,  дать возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами

·        структурировать последующий процесс изучения материала

Второй  этап – ОСМЫСЛЕНИЕ – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана; теоретическая и практическая работа по реализации выбранного пути решения. Функции этапа:

·        получение новой информации;

·        ее осмысление

·        соотнесение новой информации с собственными знаниями

·        поддержание активности, интереса и инерции движения, созданных на стадии вызова

Третий этап – РАЗМЫШЛЕНИЕ(рефлексия)

·        Выражение новых идей и информации своими словами;

·        Анализ всего процесса изучения материала;

·        Выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация  (новый «вызов»)

На разных этапах урока используются различные приемы работы с информацией. Следует использовать такие приемы и методы работы, при которых сами дети являются активными и неравнодушными участниками.  Один из приемов работы с текстом – инсерт (маркировка текста). Инсерт применяется при работе с новым текстом. Дети по-особому маркируют текст. На уроке «Мой город Санкт-Петербург-путешествие в будущее» ребята работали с текстом, составленным на основе информации из СМИ. Они отмечали новую для них информацию знаком «+», уже известную - знаком «✓», а вызывающую вопросы и сомнения – знаком «?». Помимо этого, мы несколько раз возвращались к данному тексту и маркировали информацию, относящуюся к их  рабочей группе, с помощью текстовыделителей.

При получении информациидля детей очень важнопереработать  ее, применить, поэтому требуется какое-то творческое продолжение. Еще один принцип - это принцип получения продукта на основе изученной информации. На уроке «Мой город Санкт-Петербург-путешествие в будущее» таким продуктом было письмо губернатору о повышении комфортности проживания в  нашем городе. Таким продуктом может быть синквейн, составленная экскурсия, коллаж, краткосрочный и долгосрочный проекты.

Согласно данным принципам составлена технологическая карта урока и презентация по теме:  «Мой город Санкт-Петербург- путешествие в будущее».

Все дети разные, с разным опытом, и они не «белый лист», на котором мы с вами что-то пишем. На каждом уроке они делятся своими знаниями, своими эмоциями, своими переживаниями с нами и друг с другом. Очень важно хотеть учиться у них, слушать их сердцем и с любовью. Закончу словами философа Калила Джебрана:

Ваши дети не дети вам.

И, хотя они с вами, они не принадлежат вам.

Вы можете давать им вашу любовь, но не ваши мысли,

Ибо у них есть свои мысли.

Вы –луки, из которых ваши дети, как живые стрелы,

посланы вперед.

Пусть же ваш изгиб в руке Стрелка станет вам радостью.

{edocs}Tehnologicheskaya_karta_uroka.docx,800,600,link{/edocs}

{edocs}Sankt-Peterburg.pdf,800,600,link{/edocs}

 

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»