Эмоциональная компетентность учителя при работе с учащимися,
имеющими ОВЗ, в условиях инклюзивного процесса в образовании
Куршева Наталия Николаевна,
учитель начальных классов ГБС(К)ОУ школа-интернат № 2
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Реформирование современной системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) предполагает создание такого коррекционно-развивающего пространства, которое обеспечивало бы развитие механизмов компенсации каждого учащегося с особыми образовательными потребностями. Разработка новых подходов психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОВЗ позволила бы решить проблему социальной интеграции обучающихся.
Современному обществу необходимы квалифицированные специалисты для работы в условиях инклюзивного образования. Профессионализм специалиста инклюзивной сферы образования во многом определяет стратегию обучения и воспитания и способствует оптимизации потенциальных возможностей каждого ребенка.
Создание благоприятных условий интеграции детей с ОВЗ в социум предполагает организацию психологически безопасной и эмоционально комфортной образовательной среды. Эмоциональная компетентность учителя является необходимым условием эффективного взаимодействия с ребенком, имеющего ограниченные возможности здоровья. Она включает в себя эмоционально-ценностное отношение к любому ребенку. Учитель должен принять ребенка независимо от его внешних и внутренних особенностей. Это ценностное отношение к особенностям другого он должен передать и другим детям. Эмоционально компетентный учитель обладает высоким уровнем развития эмпатии (сопереживания), умеет понимать эмоциональное состояние детей, мотивы их поведения. Именно такой учитель, опирающийся на гуманизм и личностно-ориентированный подход, нужен современной инклюзивной школе.
При организации учебно-воспитательного процесса учителю необходимо знать о том, какие трудности в обучении испытывают учащиеся с ОВЗ по основным предметам школьного курса начальной школы. Вот их общая характеристика:
- неумение включиться в учебную работу;
- неспособность самостоятельно начать выполнение задания;
- неготовность выполнять задание без пошаговой инструкции и помощи;
- непонимание, неумение выполнить многокомпонентное задание (состоящее из нескольких простых);
- недостаточная осознанность усвоения и применения алгоритмов (правил);
- неумение пользоваться полученными знаниями и умениями при решении стандартных учебных и практических задач;
- неспособность учесть все условия и этапы решения задания в ходе его выполнения (неполное выполнение задания);
- смешение (подмена) алгоритмов, понятий; нарушение последовательности шагов алгоритма при его выполнении;
- подмена задания логически и алгоритмически более простыми;
- неспособность контролировать ход (процесс) и результат выполнения задания;
- неумение понять и объяснить причину своей ошибки, исправить ее;
- неумение применить знания в нестандартной ситуации;
- неумение решить учебную задачу с использованием «другого» приема (способа), сравнить решения по степени рациональности.
Особенности межличностных отношений с учителем и сверстниками также могут оказывать влияние на успешность обучения ребенка с ОВЗ в школе. Деструктивными проявлениями во взаимодействии ученика с учителем и одноклассниками являются:
– непонимание, неготовность услышать учителя;
– боязнь критики, негативной оценки;
– эгоцентричность, неумение общаться;
– повышенная тревожность;
– неумение строить совместную деятельность;
– заниженная (завышенная) самооценка;
– отсутствие положительного опыта общения со взрослыми.
С целью предотвращения напряженных ситуаций, которые повлекут за собой повышенное эмоциональное реагирование, учителю в своей педагогической деятельности, следует учитывать психофизические особенности учащихся с ОВЗ.
Для успешного осуществления коррекционно-развивающей работы с учащимися, имеющих ограниченные возможности здоровья, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
1. Подход к ученику с безграничной верой в него: каждый ребенок может научиться всему.
2. Положительного результата в работе можно достичь только путем «от успеха к успеху». Для ребенка очень важно чувствовать свою успешность. Следует помнить: оценивая работу ребенка, нужно обращать его внимание на то, что уже получилось, и лишь потом высказывать конкретные пожелания по улучшению работы.
3. Создание доброжелательной атмосферы на уроках и занятиях. Развитие может идти только на положительном эмоциональном фоне.
4. Учителю стоит отмечать самый незначительный успех ребенка. Оценочные суждения учителя при этом должны касаться только результатов работы ребенка, а не его личности. Младшие школьники воспринимают оценку своей работы как оценку личности в целом, именно поэтому так важно постоянно подчеркивать, что оценивается только работа.
5. Темп продвижения каждого ученика определяется его индивидуальными возможностями. На начальных этапах обучения учитель подстраивается к темпу ребенка, предлагая меньшие по объему задания. Шаг за шагом учитель старается приблизить темп каждого ученика к общему темпу работы класса.
6. Постоянное отслеживание продвижения каждого ученика. Учитель должен знать: 1) что ребенок уже может сделать самостоятельно; 2) что он может сделать с помощью учителя; 3) в чем эта помощь должна выражаться.
7. Опора на «сильные» стороны в развитии ученика, выявленные в процессе диагностики.
8. При проведении коррекционных занятий содержание учебного материала должно способствовать общему развитию учащихся. Задания должны быть разнообразными и занимательными. Основными методами обучения на занятиях должны быть дидактическая игра и самостоятельная предметно-практическая работа. Именно в этих видах деятельности учащихся происходит развитие наглядно-образного мышления, произвольности и других психических процессов.
9. Систематическое и регулярное проведение коррекционно-развивающей работы. Если действия не отработаны до конца, не проконтролирован перенос действия с одного материала на другой, то все это легко и быстро разрушается. Разрушается то, что так медленно и постепенно создавалось.
Для успешного продвижения инклюзивного процесса в образовании необходима состоятельность педагогов в плане специальных технологий и компетенций. Развивая свою эмоциональную компетентность, учитель вооружается технологией, позволяющей поддержать эмоциональный настрой, активизировать любые формы взаимодействия ребенка со взрослым и сверстником, инициировать самостоятельную деятельность ребенка за счет преобразования среды. К тому же это способствует восстановлению и совершенствованию собственного психического и физического здоровья учителя.
Литература:
1. Алехина С.В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании. Психологическая наука и образование. - 2011. - № 1
2. Кожевникова Э.П. Проблема профессионального отчуждения педагогов в аспекте возникновения дисфункционального стереотипа эмоционального поведения . Образование и наука. – 2006. – № 3
3. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Академия, 2005
4. Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» . - М.: Просвещение , 2010.