Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Эмоциональная компетентность учителя при работе с учащимися,
имеющими ОВЗ, в условиях инклюзивного процесса в образовании

Куршева Наталия Николаевна,
учитель начальных классов ГБС(К)ОУ школа-интернат № 2
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Реформирование современной системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) предполагает создание такого коррекционно-развивающего пространства, которое обеспечивало бы развитие механизмов компенсации каждого учащегося с особыми образовательными потребностями. Разработка новых подходов психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОВЗ  позволила бы решить проблему социальной интеграции обучающихся.

Современному обществу необходимы квалифицированные специалисты для работы в условиях инклюзивного образования. Профессионализм специалиста инклюзивной сферы образования во многом определяет стратегию обучения и воспитания и способствует оптимизации потенциальных возможностей каждого ребенка.

Создание благоприятных условий интеграции детей с ОВЗ в социум предполагает организацию психологически безопасной и эмоционально комфортной образовательной среды. Эмоциональная компетентность учителя является необходимым условием эффективного взаимодействия с ребенком, имеющего ограниченные возможности здоровья. Она включает в себя эмоционально-ценностное отношение к любому ребенку. Учитель должен принять ребенка независимо от его внешних и внутренних особенностей. Это ценностное отношение к особенностям другого он должен передать и другим детям. Эмоционально компетентный учитель обладает высоким уровнем развития эмпатии (сопереживания), умеет понимать эмоциональное состояние детей, мотивы их поведения. Именно такой учитель, опирающийся на гуманизм и личностно-ориентированный подход, нужен современной инклюзивной школе.

При организации учебно-воспитательного процесса учителю необходимо знать о том, какие трудности в обучении испытывают учащиеся с ОВЗ по основным предметам школьного курса начальной школы. Вот их общая характеристика:

- неумение включиться в учебную работу;

- неспособность самостоятельно начать выполнение задания;

- неготовность выполнять задание без пошаговой инструкции и помощи;

- непонимание, неумение выполнить многокомпонентное задание (состоящее из нескольких простых);

- недостаточная осознанность усвоения и применения алгоритмов (правил);

- неумение пользоваться полученными знаниями и умениями при решении стандартных учебных и практических задач;

- неспособность учесть все условия и этапы решения задания в ходе его выполнения (неполное выполнение задания);

- смешение (подмена) алгоритмов, понятий; нарушение последовательности шагов алгоритма при его выполнении;

- подмена задания логически и алгоритмически более простыми;

- неспособность контролировать ход (процесс) и результат выполнения задания;

- неумение понять и объяснить причину своей ошибки, исправить ее;

- неумение применить знания в нестандартной ситуации;

- неумение решить учебную задачу с использованием «другого» приема (способа), сравнить решения по степени рациональности.

Особенности межличностных отношений с учителем и сверстниками также могут оказывать влияние на успешность обучения ребенка с ОВЗ в школе. Деструктивными проявлениями во взаимодействии ученика с учителем и одноклассниками являются:

– непонимание, неготовность услышать учителя;

– боязнь критики, негативной оценки;

– эгоцентричность, неумение общаться;

– повышенная тревожность;

– неумение строить совместную деятельность;

– заниженная (завышенная) самооценка;

– отсутствие положительного опыта общения со взрослыми.

С целью предотвращения напряженных ситуаций, которые повлекут за собой повышенное эмоциональное реагирование, учителю в своей педагогической деятельности, следует учитывать психофизические особенности учащихся с ОВЗ.

Для успешного осуществления коррекционно-развивающей работы с учащимися, имеющих ограниченные возможности здоровья, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

1. Подход к ученику с безграничной верой в него: каждый ребенок может научиться всему.

2. Положительного результата в работе можно достичь только путем «от успеха к успеху». Для ребенка очень важно чувствовать свою успешность. Следует помнить: оценивая работу ребенка, нужно обращать его внимание на то, что уже получилось, и лишь потом высказывать конкретные пожелания по улучшению работы.

3. Создание доброжелательной атмосферы на уроках и занятиях. Развитие может идти только на положительном эмоциональном фоне.

4. Учителю стоит отмечать самый незначительный успех ребенка. Оценочные суждения учителя при этом должны касаться только результатов работы ребенка, а не его личности. Младшие школьники воспринимают  оценку своей работы как оценку личности в целом, именно поэтому так важно постоянно подчеркивать, что оценивается только работа.

5. Темп продвижения каждого ученика определяется его индивидуальными возможностями. На начальных этапах обучения учитель подстраивается к темпу ребенка, предлагая меньшие по объему задания. Шаг за шагом учитель старается приблизить темп каждого ученика к общему темпу работы класса.

6. Постоянное отслеживание продвижения каждого ученика. Учитель должен знать: 1) что ребенок уже может сделать самостоятельно; 2) что он может сделать с помощью учителя; 3) в чем эта помощь должна выражаться.

7. Опора на «сильные» стороны в развитии ученика, выявленные в процессе диагностики.

8. При проведении коррекционных занятий содержание учебного материала должно способствовать общему развитию учащихся. Задания должны быть разнообразными и занимательными. Основными методами обучения на занятиях должны быть дидактическая игра и самостоятельная предметно-практическая работа. Именно в этих видах деятельности учащихся происходит развитие наглядно-образного мышления, произвольности и других психических процессов.

9. Систематическое и регулярное проведение коррекционно-развивающей работы. Если действия не отработаны до конца, не проконтролирован перенос действия с одного материала на другой, то все это легко и быстро разрушается. Разрушается то, что так медленно и постепенно создавалось.

Для успешного продвижения инклюзивного процесса в образовании необходима состоятельность педагогов в плане специальных технологий и компетенций. Развивая свою эмоциональную компетентность, учитель вооружается технологией, позволяющей поддержать эмоциональный настрой, активизировать любые формы взаимодействия ребенка со взрослым и сверстником, инициировать самостоятельную деятельность ребенка за счет преобразования среды. К тому же это способствует восстановлению и совершенствованию собственного психического и физического здоровья учителя.

Литература:

1.     Алехина С.В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании. Психологическая наука и образование. -  2011. - № 1

2.     Кожевникова Э.П. Проблема профессионального отчуждения педагогов в аспекте возникновения дисфункционального стереотипа эмоционального поведения . Образование и наука. – 2006. – № 3

3.     Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Академия, 2005

4.     Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» . - М.: Просвещение , 2010.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»