Предпосылки изменений в области образования
в современной России
Комягина Марина Михайловна,
воспитатель высшей категории
ГБОУ гимназия №24 имени И.А. Крылова ОДОД
Санкт-Петербурга
Современные исследования в области педагогики и психологии подтверждают, что именно в дошкольном детстве закладываются все основные параметры в особенности личности и психики человека, во многом определяются направление и качество дальнейшего развития его интеллектуальных, эмоциональных и физических способностей, интересов и возможностей. Игнорирование особенностей развития ребенка в этом возрасте чревато серьезными, глубокими проблемами в его дальнейшей жизни, в том числе в школьном обучении, следующем непосредственно за дошкольным детством. Финансовые же исследования делают тему еще более актуальной в связи с тем, что самая высокая эффективность характерна именно для программ дошкольного образования, т.е. чем серьезнее в стране финансируется дошкольное образование, тем лучшие жизненные результаты демонстрируют люди на протяжении всей жизни. Рассмотрим, что движет изменениями в области образования в современной России.
Россия в своем развитии взяла курс на инновационную политику. Главным документом этой политики стала «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года».
Стратегия определяет курс России на ближайшие 7 лет.
Стратегия призвана ответить на стоящие перед Россией вызовы в сфере инновационного развития, задает долгосрочные ориентиры развития и финансирования. Вызвано это ускорением технического развития мировой экономики и высокотехнологичного производства, и, как следствие, заинтересованностью в обучении высококвалифицированной рабочей силы.
Однако, есть проблемы, которые мешают нашей стране развиваться в заданном темпе. Это:
Существование последней проблемы обусловлено, в том числе, и недофинансированием сферы образования в конце ХХ-ХХI века. Недостаток финансирования существенно усугубляется структурными проблемами, включая устаревшие модели управления учебным процессом, нехватку в системе образования современных кадров, в том числе управленческих. Одной из основных задач Стратегии является развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций. Решение этой задачи будет осуществляться с помощью создания эффективных материальных и моральных стимулов для притока наиболее квалифицированных специалистов, адаптация системы образования с целью формирования у населения с детства необходимых для инновационного общества и инновационной экономики знаний, компетенций, навыков и моделей поведения, а также формирование системы непрерывного образования. Будет увеличена численность педагогов дошкольных образовательных учреждений, имеющих современную квалификацию, в том числе через аттестацию кадров, обновление квалификационных требований и формирование современных профессиональных стандартов, обновление образовательных программ, программ повышения квалификации и профессионального сопровождения, совершенствование системы оплаты труда с опорой на создание современной системы оценки качества и результатов педагогической работы. Проводимые преобразования позволят к 2020 году довести средний уровень заработной платы в секторе образования до среднего уровня в экономике. При этом заработные платы собственно педагогических работников будут превышать этот уровень.
Кроме качества образования значительную роль для будущего инновационного развития играют и формируемые у человека жизненные установки и модели поведения. Ключевые для инновационного предпринимательства личностные качества – мобильность, желание обучаться в течении всей жизни, склонность к предпринимательству и принятию риска.
Рассмотрим компетенции инновационной деятельности:
Формирование таких компетенций предполагает адаптацию для этих целей не просто отдельных направлений социально-экономической политики (в первую очередь политики в сфере образования), но и общественной среды в целом, создание условий для свободы творчества и самовыражения, поощряющих и вознаграждающих людей, обладающих соответствующими компетенциями и достигающих успеха.
Система образования на всех этапах, начиная с дошкольного, в части содержания и в части методов и технологий обучения должна быть ориентирована на формирование и развитие навыков и компетенций, необходимых для инновационной деятельности.
В целях обеспечения раннего раскрытия способностей детей к творчеству, развития навыков по критическому восприятию информации, способности к нестандартным решениям, креативности, изобретательности, способности работать в команде и их подготовки к школьному обучению будет расширена государственная поддержка дошкольного образования, включая развитие автономных, частных, корпоративных, общественных и семейных детских садов, а также услуг дополнительного образования.
На дошкольной стадии важнейшую роль в формировании личности играет семья. В целях обеспечения возможностей для оказания эффективной помощи в раскрытии потенциала семьи будет развиваться система квалифицированного добровольного педагогического консультирования родителей и содействия семьям в обучении, воспитании и развитии детей.
Будет поощряться развитие креативности и приобщение к творчеству в любой сфере деятельности. При этом будет обеспечено качественное повышение эффективности использования в образовательном процессе современных информационных технологий.
- проблема старения научных кадров
- коррупция
-
проблемы по достижению надлежащего качества образования на всех уровнях – от общего до высшего.
- способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому;
- способность к критическому мышлению;
- способность и готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно, готовность к работе в команде и в высококонкурентной среде;
- владение иностранными языками, предполагающее способность к свободному бытовому, деловому и профессиональному общению.