Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

«Решаем домашнее задание вместе» или «Специалисты высокого класса»

Смирнова Татьяна Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ №471 Санкт-Петербурга

Домашние задания играют огромную роль в развитии самостоятельных учебных умений школьника: системная работа ученика дома приводит к тому, что процесс учения его не отягощает, он получает навыки поиска информации, учится выполнять работу качественно и в срок.

Помнится, в моем детстве школьные домашние задания были очень однообразны: по литературе – сочинение, по русскому - списывание, по математике – задачи, по истории - пересказ с учебника. В наши дни к докладу по русскому языку ученики должны делать красочную презентацию, по английскому им задают выписать неизвестные слова из видео ролика в интернете, по литературе - написать эссе.

Психологи установили, что если ученики, способности которых ниже среднего уровня, тратят на до­машнее задание всего 1-3 часа в неделю, их результаты соответствуют результатам средних учащихся, которые не выполняют домашних заданий.

А если средние по уровню своих способностей ученики проводят за уроками 3-5 часов в неделю, их успехи становятся такими, как у самых способных учеников, которые не выполняют домашних заданий.

Иногда родители, желая помочь своему ребенку в преодолении трудностей учения, пытаются помочь ему в выполнении домашних заданий. Они пишут сочинения, исправляют ошибки, подбирают проверочные слова, составляют план, тем самым они лишают ребенка получения удовольствия от собственных достижений. Помощь родителей не формирует самостоятельность мышления, от­ветственность за порученное дело и, в конечном итоге, зачастую «развращает» ученика.

Почему так остро встает вопрос выполнения домашнего задания?

Остановимся более подробно на дифференцированной домашней работе. Она может быть рассчитана на «специалистов высокого класса»как в прямом, так и в переносномзначении (сильные и слабые учащиеся).

При разработке дифференцированных домашних заданийсчитаю целесообразным использование разноуровнего подхода. Для учащихся с высокой степенью обучаемости и познавательной активности домашнее задание может включать опережающие проблемные вопросы.

Например, для сильных учеников в 5 классе при изучении темы «Мягкий знак (ь) на конце шипящих» предлагаю задание на дом:

Прочитай загадки и отгадай их. Отгадки впиши в клеточки. Если ты правильно заполнил кроссворд, то в клеточках прочтёшь слово на то же правило.

1) Какая весенняя птица любит ходить за плугом и кормиться.

2) Шевельнул бородкой гном,

и вошёл хозяин в дом.

3) Я антоним к слову смех,

Не от радости, утех –

Я бываю поневоле

От несчастья и от боли.

4) Секу, секу – не высеку.

Рублю, рублю – не вырублю.

Отгадки: грач, ключ, плач, луч. Калач.

 Для учащихся со средним уровнем познавательной активности планируются задания реконструктивного характера. Например,подбери к данным именам существительным синонимы с шипящими на конце слова, обозначь их род.

Неправда – ..., граница – ..., соревнование – ..., трепет – ..., команда – ..., сила – ...,

 призыв – ..., здоровяк – ....

Учащиеся, обладающие низкой познавательной активностью и обучаемостью, получают подробный инструктаж к заданию, выполняемому по образцу.  Поясняю порядок выполнения работ и рекомендую источники знаний.

Сильные ученики нуждаются в заданиях повышенной сложности, которые позволяют максимально развивать и реализовывать учебные возможности каждого. На мой взгляд, работа с сильными учащимися должна идти не путём увеличения домашних заданий или полного их отсутствия, а за счёт их разнообразия. Например,

·        составление текстов-диктантов;

·        составление карточек-заданий по изученному материалу;

·        составление обобщающих таблиц;

·        сочинение лингвистических сказок;

·        работа с дополнительной литературой;

·        составление проверочных тестов составление кроссвордов, алгоритмов.

Приведу пример лингвистической сказки, составленной учащимся 5 класса:

 

«Фамильная ненависть»

          Давно это было. Никто и не вспомнит сейчас, почему частица Не стала враждовать с Глаголом. Как ни старались другие части речи примирить частицу Не с Глаголом, но ничего у них не получалось. Не при всяком удобном случае заявляла: «Не хочу! Не буду! Не пишите насвместе!».

    Смиряла свою гордость непримиримая частица только тогда, когда Глагол без Не терял свой смысл и не мог употребляться самостоятельно. «Ненавижу! Негодую! Недоумеваю! Мне от всего этого нездоровится, но и Глаголу несдобровать!» – мрачно изрекала частица Не, вынужденная стоять рядом с Глаголом.
       Так и шло все из поколения в поколение. Частица Не так не любит Глагол, что не признает и его форму – Деепричастие, на которое распространяется ее ненависть: так же, как и с Глаголом, с ДеепричастиемНе пишется раздельно и только в некоторых случаях вынуждена терпеть неприятное соседство. Вот до чего доводит фамильная ненависть!»

Учащиеся с низкими учебными возможностями отстают от своих сверстников, они плохо читают. Затрудняются в операциях сравнения, имеют низкий уровень самостоятельности и работоспособности. Задача учителя – довести их до уровня среднего ученика, поэтому домашние задания планируются таким образом, чтобы степень самостоятельности учащихся возрастала, а помощь учителя снижалась.

Таким школьникам необходимы опорные схемы, таблицы, алгоритмы, карточки-подсказки.

            Если спросить любого из нас, какой элемент урока вызывает наибольшие затруднения, то многие назовут домашнее задание.  Именно оно часто даётся в спешке, в «свёрнутом виде», перед самым звонком, а то и после. Этот элемент урока оказывается недостаточно продуманным и разработанным: мы называем лишь страницы, указываем параграф или номер упражнения, при этом отсутствует необходимая целевая установка. 

Доминирующая фронтальная форма работы на уроке распространяется и на домашнее задание, которое предполагает одинаковое педагогическое воздействие на разных учащихся. Это ведёт к неравномерности распределения учебной нагрузки на учеников, провоцирует отставание одних учащихся и снижения интереса у других. 

Задавая домашнее задание, я учитываю индивидуальные возможности учащихся. Слабым учащимся задаю упражнения учебника, а сильным – задания творческого характера, проблемного, требующие привлечения дополнительной литературы. При этом не ограничиваю право слабого ученика попробовать выполнить задание творческого характера.

Не надо бояться разрешать учащимся выполнять задания по желанию, а наоборот, поощрять и стимулировать такие формы работы. Это вызовет повышенный интерес к изучению предмета.

Домашнее задание должно учить ребенка рассуждать, разговаривать, советоваться с самим собой, без наличия оппонента и учителя взвешивать все «за» и «против», решать конфликт между истиной и фактом.

Таким образом, индивидуальный подход к выполнению домашних заданий активизирует школьников, обеспечивает у них самостоятельный поиск новых знаний, повышает интерес к предмету, развивает их творческие способности.

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»