«Решаем домашнее задание вместе» или «Специалисты высокого класса»
Смирнова Татьяна Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ №471 Санкт-Петербурга
Домашние задания играют огромную роль в развитии самостоятельных учебных умений школьника: системная работа ученика дома приводит к тому, что процесс учения его не отягощает, он получает навыки поиска информации, учится выполнять работу качественно и в срок.
Помнится, в моем детстве школьные домашние задания были очень однообразны: по литературе – сочинение, по русскому - списывание, по математике – задачи, по истории - пересказ с учебника. В наши дни к докладу по русскому языку ученики должны делать красочную презентацию, по английскому им задают выписать неизвестные слова из видео ролика в интернете, по литературе - написать эссе.
Психологи установили, что если ученики, способности которых ниже среднего уровня, тратят на домашнее задание всего 1-3 часа в неделю, их результаты соответствуют результатам средних учащихся, которые не выполняют домашних заданий.
А если средние по уровню своих способностей ученики проводят за уроками 3-5 часов в неделю, их успехи становятся такими, как у самых способных учеников, которые не выполняют домашних заданий.
Иногда родители, желая помочь своему ребенку в преодолении трудностей учения, пытаются помочь ему в выполнении домашних заданий. Они пишут сочинения, исправляют ошибки, подбирают проверочные слова, составляют план, тем самым они лишают ребенка получения удовольствия от собственных достижений. Помощь родителей не формирует самостоятельность мышления, ответственность за порученное дело и, в конечном итоге, зачастую «развращает» ученика.
Почему так остро встает вопрос выполнения домашнего задания?
Остановимся более подробно на дифференцированной домашней работе. Она может быть рассчитана на «специалистов высокого класса»как в прямом, так и в переносномзначении (сильные и слабые учащиеся).
При разработке дифференцированных домашних заданийсчитаю целесообразным использование разноуровнего подхода. Для учащихся с высокой степенью обучаемости и познавательной активности домашнее задание может включать опережающие проблемные вопросы.
Например, для сильных учеников в 5 классе при изучении темы «Мягкий знак (ь) на конце шипящих» предлагаю задание на дом:
Прочитай загадки и отгадай их. Отгадки впиши в клеточки. Если ты правильно заполнил кроссворд, то в клеточках прочтёшь слово на то же правило.
1) Какая весенняя птица любит ходить за плугом и кормиться.
2) Шевельнул бородкой гном,
и вошёл хозяин в дом.
3) Я антоним к слову смех,
Не от радости, утех –
Я бываю поневоле
От несчастья и от боли.
4) Секу, секу – не высеку.
Рублю, рублю – не вырублю.
Отгадки: грач, ключ, плач, луч. Калач.
Для учащихся со средним уровнем познавательной активности планируются задания реконструктивного характера. Например,подбери к данным именам существительным синонимы с шипящими на конце слова, обозначь их род.
Неправда – ..., граница – ..., соревнование – ..., трепет – ..., команда – ..., сила – ...,
призыв – ..., здоровяк – ....
Учащиеся, обладающие низкой познавательной активностью и обучаемостью, получают подробный инструктаж к заданию, выполняемому по образцу. Поясняю порядок выполнения работ и рекомендую источники знаний.
Сильные ученики нуждаются в заданиях повышенной сложности, которые позволяют максимально развивать и реализовывать учебные возможности каждого. На мой взгляд, работа с сильными учащимися должна идти не путём увеличения домашних заданий или полного их отсутствия, а за счёт их разнообразия. Например,
· составление текстов-диктантов;
· составление карточек-заданий по изученному материалу;
· составление обобщающих таблиц;
· сочинение лингвистических сказок;
· работа с дополнительной литературой;
· составление проверочных тестов составление кроссвордов, алгоритмов.
Приведу пример лингвистической сказки, составленной учащимся 5 класса:
«Фамильная ненависть»
Давно это было. Никто и не вспомнит сейчас, почему частица Не стала враждовать с Глаголом. Как ни старались другие части речи примирить частицу Не с Глаголом, но ничего у них не получалось. Не при всяком удобном случае заявляла: «Не хочу! Не буду! Не пишите насвместе!».
Смиряла свою гордость непримиримая частица только тогда, когда Глагол без Не терял свой смысл и не мог употребляться самостоятельно. «Ненавижу! Негодую! Недоумеваю! Мне от всего этого нездоровится, но и Глаголу несдобровать!» – мрачно изрекала частица Не, вынужденная стоять рядом с Глаголом.
Так и шло все из поколения в поколение. Частица Не так не любит Глагол, что не признает и его форму – Деепричастие, на которое распространяется ее ненависть: так же, как и с Глаголом, с ДеепричастиемНе пишется раздельно и только в некоторых случаях вынуждена терпеть неприятное соседство. Вот до чего доводит фамильная ненависть!»
Учащиеся с низкими учебными возможностями отстают от своих сверстников, они плохо читают. Затрудняются в операциях сравнения, имеют низкий уровень самостоятельности и работоспособности. Задача учителя – довести их до уровня среднего ученика, поэтому домашние задания планируются таким образом, чтобы степень самостоятельности учащихся возрастала, а помощь учителя снижалась.
Таким школьникам необходимы опорные схемы, таблицы, алгоритмы, карточки-подсказки.
Если спросить любого из нас, какой элемент урока вызывает наибольшие затруднения, то многие назовут домашнее задание. Именно оно часто даётся в спешке, в «свёрнутом виде», перед самым звонком, а то и после. Этот элемент урока оказывается недостаточно продуманным и разработанным: мы называем лишь страницы, указываем параграф или номер упражнения, при этом отсутствует необходимая целевая установка.
Доминирующая фронтальная форма работы на уроке распространяется и на домашнее задание, которое предполагает одинаковое педагогическое воздействие на разных учащихся. Это ведёт к неравномерности распределения учебной нагрузки на учеников, провоцирует отставание одних учащихся и снижения интереса у других.
Задавая домашнее задание, я учитываю индивидуальные возможности учащихся. Слабым учащимся задаю упражнения учебника, а сильным – задания творческого характера, проблемного, требующие привлечения дополнительной литературы. При этом не ограничиваю право слабого ученика попробовать выполнить задание творческого характера.
Не надо бояться разрешать учащимся выполнять задания по желанию, а наоборот, поощрять и стимулировать такие формы работы. Это вызовет повышенный интерес к изучению предмета.
Домашнее задание должно учить ребенка рассуждать, разговаривать, советоваться с самим собой, без наличия оппонента и учителя взвешивать все «за» и «против», решать конфликт между истиной и фактом.
Таким образом, индивидуальный подход к выполнению домашних заданий активизирует школьников, обеспечивает у них самостоятельный поиск новых знаний, повышает интерес к предмету, развивает их творческие способности.