Формирование правовой культуры как необходимое условие
становления личности будущего педагога
Коробова Елена Витальевна
Единственный источник права –
- общее сознание всего народа, общий дух его.
Фердинанд Лассаль
В условиях современной действительности с достаточно динамично изменяющийся ситуацией в области регулирования системы образования, необходимо существенное значение уделять развитию правовой культуры и общих юридических знаний будущих педагогов, что напрямую будет влиять на развитие правовой культуры подрастающего поколения.
Становление правовой культуры личности как вида социальной культуры позволяет рассматривать ее в качестве способности человека в рамках нормативных требований общества самостоятельно найти свое место в жизни на основании осознания собственных целей, средств их достижения и ответственности за принятое решение и последствия его реализации.
В связи с этим принято выделять следующие виды правовой культуры:
1. Правовая культура общества – это доля общей культуры, которая передает степень правового сознания и правовой активности общества;
2. Правовая культура личности – это культура отдельного члена общества, человека;
3. Правовая культура социальной группы – это специфичная культура для таких социальных групп, как профессиональная группа, молодежь и т. д.
Воспитание личности во всех трех направлениях принято во многом связывать с личностью учителя, его общей нравственной культурой, научными знаниями, педагогическим мастерством. Поэтому, несомненно, в условиях современной действительности необходимо существенное значение уделять развитию правосознания студентов, обучающихся по педагогическим специальностям. С одной стороны, это обусловлено системными изменениями в сфере образовательного законодательства и возросшими требованиями к юридической грамотности, а с другой определенными требованиями к воспитанию таких качеств личности, которые позволят выполнять важнейшие государственные культурно-воспитательные функции.
Исходя из определения правовой культуры, можно систематизировать необходимые качества, для формирования личности будущего педагога.
В первую очередь это система определенных знаний
· об обществе, его целях и ценностях;
· о правах человека и способах их реализации;
· о необходимости непрерывного гражданско-правового образования в течение всей жизни;
· о способах достижения взаимопонимания и сотрудничества между людьми, различными социальными группами
В процессе обучения необходимо ставить целью развитие следующих умений:
· Грамотно, опираясь на законодательную базу отстаивать свои права и права других людей;
· Ставить цель и выбирать пути ее достижения на основе нравственных и нормативных требований;
· Грамотно и осознанно действовать при возникновении ситуаций требующих правового регулирования
Будущий педагог должен обладать следующими качествами:
1. Ответственность за поступки, решения и их последствия
2. Объективность и настойчивость в реализации прав и свобод
3. Четкость гражданской позиции
4. Гибкость, открытость, готовность к исправлению ошибок и коррекции своих действий
Формирование правовой культуры студентов педагогического колледжа должно быть направлено на решение ряда конкретных задач. К ним относятся:
1. Освоение учащимися системы правовых знаний, развитие навыков осознанного, юридически грамотного поведения в обществе
2. Воспитание уважения к правам и свободам, обязанностям гражданина и личности в современном обществе
3. формирование внутренней потребности в защите законных прав и интересов, как своих, так и окружающих
4. Становление ответственного, законопослушного поведения
5. Формирование активной социально-гражданской позиции и этико-правовых установок
Формирование правовой культуры осуществляется по трем основным направлениям, которые являются основой для развития правовых качеств:
1. Интеллектуальному– освоение правовых знаний и как следствие стремление к их систематизации и развитию, способность ориентироваться в законодательной базе, принимать грамотные и ответственные решения
2. Эмоционально-ценностному- умение давать адекватную оценку качеству правовой жизни общества, воспитание честности, справедливости, чувства долга и ответственности
3. Практическому – исполнение правовых норм, наличие практического опыта применения теоретических знаний, активность и самостоятельность
Успешность формирования правовой культуры должна обеспечиваться соблюдением следующих педагогических условий:
1. Оптимальный отбор правовой информации и включение ее в содержание учебного материала при изучении различных общих-гуманитарных и профессиональных дисциплин;
2. Моделирование практических учебных ситуаций, максимально приближенных к реальности
3. Обеспечение знакомства учащихся с правовыми аспектами профессиональной деятельности в процессе педагогической практики
4. Оптимизация воспитания у учащихся правовой ответственности и активной гражданкой позиции
Правовая культура представляет собой более широкое понятие, чем правовое образование, поскольку включает в себя не только определенную правовую базу знаний, но и воспитание определенной жизненной позиции, ориентации и установок, обеспечивающих внутреннюю потребность личности в нравственно-правовом поведении, определенное отношение к окружающему миру и действительности, ответственность за себя, свои действия и окружающих. Именно эти качества являются основными для становления личности будущего педагога, выступает важным условием эффективной будущей профессиональной деятельности