Досуговая краткосрочная программа
День Дублёра
Программа разработана и адаптирована
для условий ЗЦ ДЮТ «Зеркальный»
воспитателем Метельковой Г.А.
В «День Дублёра» вожатые становятся детьми, а дети вожатыми (два-три человека, которых заранее выбрали всем отрядом или по согласованию с педагогом, с целью раскрытия лидерских качеств детей-участников смены (коллектива, класса)).
Программа представляет собой комплекс мероприятий (серию отрядных мероприятий) социально-педагогической направленности, включающий в себя, объединенных целями, задачами, реализуемых в рамках смены в ЗЦ ДЮТ «Зеркальный».
Актуальность данной программы состоит в том, что в условиях ЗЦ ДЮТ «Зеркальный», когда привычное для ребенка социальное окружение меняется, возникает возможность моделирования новых форм поведения в специально создаваемой воспитательной среде.
Программа позволяет подростку на практике получить новые знания (на подготовительном этапе), направленные на развитие лидерских и организаторских качеств, а также навыки и умения (на основном этапе) по средствам разнообразных упражнений и специально смоделированной ролевой ситуации.
Цель:развитие детской социальной инициативы, лидерских и организаторских качеств обучающихся.
Задачи программы:
1. Формирование у обучающихся нового информационного пространства.
2. Формирование у обучающихся «правильных» поведенческих навыков, а также развитие личностных лидерских, организаторских и коммуникативных качеств.
3. Развитие у обучающихся аналитических способностей.
Направленность:социально-педагогическая.
Аудитория (возраст, количество участников):14-16 лет, 12-40 человек.
Продолжительность:22 часа (в течение 10-ти-21-ти однодневной смены).
Форма:ролевая игра.
Этапы проведения Программы включают в себя:
№ п/п |
Наименование этапа |
Содержание |
Количество часов |
1. |
Исследовательский |
Проведение опроса-анкетирования. |
0,30 |
2. |
Подготовительный «Взаимодействие» |
в организационный период смены проведение игр на выявление лидера, командообразование, взаимодействие, развитие лидерских и коммуникативных качеств, а также упражнений, направленных на получение обучающимися знаний о деловом имидже, этикете, качествах, правах и обязанностях |
5 |
3. |
Организационно-плановый |
совместно с обучающимися планирование отрядных дел (мероприятий) в «День Дублёра»; проведение выборов «Дублёров», распределение других ролевых заданий |
1 |
4. |
Ролевой «День Дублёра» |
непосредственное исполнение обучающимися обязанностей «Дублёра», осуществление жизнедеятельности в отряде |
14,30 |
5. |
Заключительный |
подведение итогов, анализ Дня |
1 |
Основные средства реализации содержания Программы:
- игры и упражнения;
- диспуты и беседы;
-анкетирование.
Данная программа имеет свои особенности.Для успешной реализации программы необходимо тесное взаимодействие с администрацией, педагогическим коллективом и службами Центра в период подготовки и проведения «Дня Дублера» с целью создания условий для моделирования игровой ролевой ситуации. Подготовка и проведение «Дня Дублера» осуществляется без отрыва от учебно-воспитательного процесса.
Ожидаемыми результатами данной Программыявляются формирование у обучающихся:
- формирование нового информационного пространства;
- развитие поведенческих навыков самоорганизации;
- развитие аналитических способностей.
Вид и форма отчетных материалов: сопутствующая обратная связь участников Программы «Анкеты обратной связи» (до и после реализации Программы).
Степень апробации: данная программа проводилась на сменах ЗЦ ДЮТ «Зеркальный» (для детей-участников смен «Хочу быть лидером» с 31.01.2014 по 09.02.2014, «Мир, в котором ты живешь» с 01.10.2015 по 13.10.2015 и др.). По результатам обратной связи можно говорить о её успешности. (Обратная связь получена на основании данных анкетирования по итогам смены и «Дня Дублера»).
Алгоритм успешной реализации Программы «День Дублера»
№ п/п |
Наименование этапа |
Краткое содержание |
Продолжительность (час.) |
||
Теория |
Практика |
Всего |
|||
1. |
«Исследовательский» |
Проведение опроса-анкетирования с целью определения причин желания/не желания быть лидером «Дублером», а также потенциальных претендентов на роль «Дублера» по мнению обучающихся. |
- |
0,30 |
0,30 |
2. |
«Взаимодействие» |
Игры и упражнения в отряде с целью выявления лидерских качеств, а также на командообразование, взаимодействие, уверенного поведения. Беседа в форме «мозгового штурма» на тему «Идиальный вожатый – кто он? Имидж, этикет, качества, права и обязанности». Упражнение Джеффа по результатам обработки опроса-анкеты. |
2 |
3 |
5 |
3. |
«Организация и планирование» |
Определить совместно с воспитанниками отряда план дня (мероприятия) в «День Дублёра». Определить и распределить обязанности между Дублерами. Провести выборы Дублеров и Дежкомов из состава воспитанников отряда. Распределить другие дополнительные роли. |
0,30 |
0,30 |
1 |
4. |
«День Дублёра» |
Непосредственное осуществление жизнедеятельности отряда в рамках смоделированной ситуации самоуправления. В «День Дублера» вожатому (воспитателю) необходимо: Контролировать процесс жизнедеятельности отряда. Направлять инициативы детей, обеспечивая условия для успешной жизнедеятельности отряда. Своевременно принимать меры по предотвращению конфликтных ситуаций в отряде, улучшению морально-психологического климата в коллективе. |
- |
14,30 |
14,30 |
5. |
Заключительный |
Провести в отряде итоговый сбор, посвященный «Дню Дублера». Провести анкетирование и проанализировать совместно с обучающимися результаты работы. |
0,30 |
0,30 |
1 |
Так же в период подготовке к смене вожатому необходимо:
1. Включить в План отрядной работы на смене поэтапные мероприятия согласно Программе «Дня Дублера».
2. Подготовить форму и атрибуты Дублеров (знаки отличия, бейдж, форменная футболка).
3. Подготовить карточки с ролевыми заданиями для воспитанников отряда (основные роли: «Дублер», «Дежком»; дополнительные роли: «Часовой», «Дежурный», «Волшебник», «Аниматор» «Спец.Корр.» (приложение №1).
4. Подготовить бланки анкеты для участников (приложение №2 и №3).
Приложение №1
Ролевые задачи участников «Дня Дублёра»:
Роль:«Дежурный» |
Задача:Обеспечить чистоту и прядок в комнатах, на отрядном месте, в столовой. |
Роль:«Часовой» |
Задача:Следить за временем, чтобы всё успеть во время, не опаздывать. |
Роль:«Волшебник» |
Задача:Делать приятные сюрпризы (ребятам из отряда, педагогам, сотрудникам). |
Роль:«Специальный корреспондент» |
Задача:Сделать репортаж «с места событий» (оформить стенгазету с фотографиями отряда) о том, как проходит День Дублера. |
Роль:«Аниматор» |
Задача:Провести какую-либо игру, разучить песню, рассказать стих для поднятия настроения всему отряда. |
Приложение №2
Анкета-опрос
1. Какими, по твоему мнению, качествами должен обладать вожатый?
2. Ты хотел бы попробовать себя в роли Вожатого, и почему?
3. Что, по твоему мнению, самое сложное в работе Вожатого?
4. Кого из ребят отряда ты видишь в роли Вожатого?
Приложение №3
АНКЕТА
участника «Дня дублёра»
1. Сколько тебе лет?
2. Оцени «День дублёра» в целом? (поставь оценку от 0 (мин.) до 10 (макс.).
3. Какова была твоя роль в «День дублёра»?(выбери и отметь один из вариантов).
|
|
«Дублёр»; |
|
|
«Дежком»; |
|
|
Другая роль; |
4. Каким было твое настроение в течение «Дня дублёра»? Инструкция: выбери один из вариантов ответа, который соответствует твоему мнению, и отметь его галочкой. Вариант ответа «другое» ты можешь продолжить по своему усмотрению.
|
|
радостное; |
|
|
ровное, спокойное; |
|
|
тревожное, беспокойное; |
|
|
другое: |
5. Оцени, в течение «Дня дублёра» на сколько ты… (поставь оценку от 0 до 10).
|
|
Проявил свои лидерские или личные качества. |
|
|
Всё успевал (всё делал во время). |
|
|
Знал и понимал, что делать в течение дня. |
|
|
Участвовал в жизни отряда. |
|
|
|
|
|
Другое: |
6. С какими трудностями ты столкнулся (перечисли):
|
|
|
7. Твои пожелания по «Дню Дублёра»:
|
|
|
8. Кто из числа ребят отряда по твоему мнению мог быть «Дублером»? (перечисли поимённо)
9. Хотел бы ты попробовать себя в качестве «Дублёра»? (выбери один из вариантов ответа и отметь его галочкой).
|
|
«Да» |
|
|
«Нет» |
|
|
Не знаю |