Алексеева Елена Леонидовна, учитель обществознания ГОУ СОШ №16
Семенова Надежда Игоревна, к.т.н., старший методист ГОУ СОШ №16
После периода однопартийности в Советском Союзе и невнятной постперестроечной политической сумятицы в СНГ вопрос воспитания патриотизма и уважения к Отечеству стоит особенно остро. Смещены политико-исторические акценты, не по одному разу переписаны школьные учебники истории. Можно сказать, что современный период для образования в России есть время смены ценностных ориентиров.
В такой период нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок [1]. Несерьезное отношение к государственным символам и праздникам способствует индифферентности подрастающего поколения к судьбе своей страны.
В новом образовательном стандарте личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования, а также предметные результаты с учетом специфики предмета «Обществознание» должны отражать воспитание российской гражданской идентичности; прошлое и настоящее многонационального народа России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества [2].
Несомненно, морально-нравственные ценности прививаются личности большей частью в семье. Тем не менее, образованию на сегодняшний момент отводится ключевая роль в формировании гражданской позиции будущих членов нашего государства. В эмоционально-ценностном и духовно-нравственном развитии человека наиважнейшие преобразования происходят именно в период его обучения в школе. В то же время недостатки воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.
День народного единства (праздник, который в России отмечают уже седьмой раз) провоцирует немало споров и в настоящее время. Очевидно, что его введение было вызвано необходимостью отменить 7 ноября, связанное в сознании россиян с годовщиной Октябрьской революции.
В 2005 году центром празднования стал Нижний Новгород, где состоялось открытие памятника Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. Каждый следующий год наша страна встречала эту дату организованными народными гуляниями. Попыткой прокомментировать историческую подоплеку празднования стал также фильм Владимира Хотиненко «1612: Хроники смутного времени», сюжетные события которого происходят во времена борьбы с польско-литовскими интервентами.
Однако на вопрос «Какой праздник отмечают в России 4 ноября?» многие взрослые люди, не говоря о школьниках, до сих пор затрудняются с ответом.
Педагоги нашего образовательного учреждения решают эту проблему проведением тематических уроков в рамках учебных предметов «История» и «Обществознание» с использованием презентаций, одна из которых и представлена в данной статье.
В процессе урока с учащимися обсуждаются следующие вопросы:
1) Понятие «государственный праздник».
2) 7 ноября – главный государственный праздник советского времени.
3) День народного единства – праздник обновленной России.
4) Связь современного праздника с соответствующими историческими событиями.
5) Биографии Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина.
6) Праздник Казанской иконы Божией Матери.
7) Идея народного единства.
Основной целью таких уроков является формирование позитивного отношения к государственным политическим праздникам через понимание их исторических корней. Ведь согласно Ж. Бернардену, «история того, что есть, – это история того, что было, и того, что будет».
Использованная литература:
1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. // Вестник образования, №4, 2011.