Волшебный мир глиняной игрушки.
Иванова Ирина Михайловна, воспитатель высшей квалификационной категории, ГБДОУ №18 Кировского района.
Каждое изделие народно-прикладного искусства несет в себе добро, радость, воспитывает эстетический вкус и уважение к национальной культуре. Изобразительное искусство, именно через народную игрушку, непосредственно адресовано детям: все в ней обращено к ребенку – ее содержание, форма, окраска. Филимоновская, дымковская, каргопольская, вятская, тверская игрушка – богатый источник художественного развития. Красочность, реалистичность, простота и самобытность глиняной игрушки, делает ее доступной детям, поэтому я и решила использовать ее в работе по эстетическому воспитанию детей, в старшей и подготовительной группе.
Работу по данной теме я начала с диагностики знаний и навыков детей. В результате выяснила, что у детей лучше развиты навыки работы с пластилином, чем с глиной. Работы по лепке были не привлекательны, однообразны. Дети плохо владели приемами примазывания, сглаживания. Почти никто из детей не мог выразить характерные черты предметов, которые лепили. Не развито у ребят чувство композиции, динамики изображения. Навыки по рисованию узоров были бедны, не все умели рисовать кончиком кисти. Дети моей группы почти нечего не знали о народной глиняной игрушке.
Выводы, сделанные в результате диагностики, определили содержание основных задач:
1. Глубже познакомить детей с народным промыслом филимоновской, дымковской, каргопольской, вятской, тверской игрушки и разнообразной тематикой изделий.
2. Научить характерным приемам лепки народных игрушек.
3. Учить использовать в росписи игрушек интересные по цвету и композиции орнаменты, развивать творческую фантазию.
4. Вызвать в душе детей эмоциональный отклик на работу и самобытность игрушек.
5. Использовать в работе фольклорный материал для развития речи.
Работу начала, с создания развивающей среды. Пополнила зону самостоятельной художественной деятельности дидактическими играми «Дорисуй», «Создай узор», «Опиши игрушку», «Подбери по цвету», а так же таблицами с элементами росписи игрушек. Постаралась заинтересовать и привлечь к работе родителей. Было проведено родительское собрание, на котором мы решили, что наша работа даст нужный результат, если будем ее проводить в тесном контакте с семьей. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика ребенка, эстетические привычки. Родители изготовили каждому ребенку поворотный станок для лепки.
Детскому саду были подарены игры, книги, слайды, оформлены полочки для выставки игрушек. Почти все родители изъявили желание, чтобы дети посещали изостудию «Веселая радуга» на базе нашего детского сада и в течении года участвовали экскурсиях в Русский, Этнографический музей и музей игрушек.
Работа по развитию эстетического воспитания через народную глиняную игрушку очень объемна, поэтому я решила ее вести поэтапно и целенаправленно. Для начала познакомила детей с народным промыслом Дымки. Рассказала, что родилась эта народная игрушка в Дымковской слободе и называется так по месту происхождения.
Обратила внимание, что игрушки села Дымково просты, своеобразны, наивны и очень выразительны. Дети услышали, как поэтично называется каждая из них, например: кормилица, барыня-модница, Ванюшка с конем, водоноска и т.д. Затем стала знакомить ребят с Филимоновской игрушкой. Провела занятие «Сказка дедушки Филимона», где мы сравнивали дымковскую игрушку, отражающую бытовые сценки, со сказочной филимоновской. Раньше филимоновские игрушки лепили из тяжелой прессованной глины, поэтому у них вытянутые формы, длинные шеи и короткие ножки. Затем перешли к знакомству с каргопольской. Тверской, вятской игрушкой.
Кроме занятий, дети продолжали работу в утренние и вечерние отрезки времени в процессе самостоятельной работы художественной деятельности. Рассматривали игрушки, книги, иллюстрации, слайды, постигали красоту народной игрушки, содержание художественного замысла, средства выразительности. В работе по данной теме я постоянно опиралась на программу интеллектуально-художественного развития «Гармония», «Здравствуй, музей», что позволило приблизить детей к общению с подлинными произведениями искусства, способствовать развитию визуального мышления, воспитывать чувство любви к Отечеству, к изобразительному искусству. Вместе с родителями побывали в Этнографическом музее, где познакомились с белорусской, молдавской, татарской и узбекской игрушкой. Очень обогатили эстетическое восприятие искусства посещения Русского музея, после чего родилась идея оформить уголок народного творчества.
Во всех видах деятельности детей народная игрушка помогала поддержать интерес к занятиям, например, по формированию элементарных математических представлений. Дети сосчитывали дымковские игрушки, расположенные по кругу; определяли, которая по порядку филимоновская; сколько шишек принес в коробе каргопольский мишка? На занятиях мы представляли рассказы по игрушкам, придумывали загадки, сказки. Я познакомила детей с фольклорным материалом: потешками, прибаутками, песенками.
1. За студеную водицей
Водоноска – молодица.
Как лебедушка плывет,
Ведра красные несет.
На коромысле, не спеша,
Посмотри, как хороша.
2. Ой, барашек, ты барашек,
Тоненькие ножки.
Что за чудо носишь ты,
Золотые рожки.
Готовя детей к изготовлению игрушек, провела такие занятия, как «Ах это волшебная глина», «Что умеет глина», где познакомила детей со свойствами и возможностями глины. Провела «день открытых дверей», где рассказала родителям о том, как полезно детям работать с глиной. Глина – благодарный материал, данный нам природой. Полезно ее психотерапевтическое значение и воздействие. Работа с этим материалом успокаивает детей, дает возможность понимать форму.
Подготовительную работу начали с лепки и раскрашивания цветов, кустиков, которые потом пригодились для составления композиции. Лепили плиточки, на которые наносили узор и составляли фризы. Затем только стали лепить фигурки уток, коней, петушков. Учились тщательно отделывать игрушки, сглаживать поверхность изделия. Были трудности в лепке игрушек, изображающих фигурки человека, поэтому обучая детей, я использовала приемы, которыми пользуются мастерицы. Например, голову и кофту лепят из одного куска, а юбку отдельно в виде колокола из расплющенного куска глины. На занятиях по лепке я всегда старалась организовать работу так, чтобы освоение технических навыков не заслонило от ребенка самого процесса творчества.
Для передачи выразительности образа дети использовали налепы в виде ожерелья, сережек, пуговок, хохолков, рюшек и т.д. Рассматривая детские работы, я отмечала и поощряла индивидуальный подход в выражении характерных, индивидуальных черт того или иного образа. Вот как это получилось у Алеши. «У петушка вытянутая шея, клюв поднят вверх, большие крылья – он сильный, а у марины петушок грустный, у него короткая шея, голова опущена в низ, он, наверное, потерял свое зернышко». Усилить образность поделок помогло рассматривание и сравнение игрушек, иллюстрации, использование музыкальных произведений. Очень понравились детям «музыкальные загадки». Прослушав часть музыкального произведения, дети самостоятельно придумывали образ для лепки. Характер музыки подсказывал им образ быстрой веселой лошадки и гордой барыни. Дети очень любят обыгрывать потешки, используя глиняные игрушки, по типу кукольного театра. Действуя с ними, они лучше познают форму, своеобразную красоту и пластичность народной игрушки, что положительно влияет на их работы. Были проведены занятия для родителей «Гости сказочного леса», где дети лепили персонажи по мотивам каргопольских игрушек, и «На лугу пасутся кони» - по мотивам филимоновских и дымковских игрушек. Родители видели, с каким желанием дети работали, отметили их умения и индивидуальное решение в выборе форм и цветовых гамм. Наибольшую радость доставляет детям процесс изготовления свистульки. Пока игрушка влажная дети проделывают два отверстия под углом – вход должен быть любой толщины, а выход тоненький. Высохшие свистульки перекликались разными голосами в руках детей, радости детей не было конца.
Народная игрушка открывает возможность для обучения детей композиции: поэтому были проведены занятия по коллективной лепке, где я обучала детей умению составлять группу из 2-3 фигур. Эту работу проводила и вне занятий с подгруппой детей и индивидуально, например: «Счастливое семейство», «Ярмарка», «Филимонушка – пастушок». С той же целью мы смастерили для развивающей среды книгу с настольными декорациями: «Сказочный лес», «Ярмарка», «Лужок». В зависимости от декорации, дети подбирают различные глиняные игрушки для обыгрывания, действуя с ними самостоятельно. Нравится детям декоративная лепка. Мы лепили плитки, наносили стекой рисунок, накладывая комочки глины, и примазывали их, получался барельеф. Такими работами, по мотивам дымковских игрушек, у нас детском саду оформлена лестничная площадка.
Процесс обжига глиняных игрушек в муфельной печи вызывает у детей большой интерес и желание самим участвовать в этом процессе. Изготовление и хорошо просушенные игрушки, после отжига мы грунтовали мелом, смешанным с молоком – это чисто народные прием.
К росписи игрушек готовила детей постепенно, рассматривали красоту узоров народных игрушек, элементы росписи на таблицах. Использовала в работе раскраски, дидактические игры «Подбери узор», «Дорисуй». Дети играли в «магазин», где ребенок должен расхвалить игрушку так, чтобы ее захотели купить или отгадать по расписанию. Обращала внимание на сочность красок, их сочетание. Методику росписи игрушек осваивали сначала на бумаге. Познакомила детей с такими элементами росписи, как кольца, точки, прямые линии, волнистые и т.д. В самостоятельной изобразительной деятельности дети украшали орнаментом полоску, квадрат или силуэты игрушек в раскрасках. Чтобы интерес к рисованию у детей не угасал. Вместо бумаги расписывали глиняные плиточки, только после этого перешли к росписи объемных форм. В работе использовали игровые приемы, организовывали «мастерскую» по художественной росписи игрушек, где тихонько напевали народные распевки или слушали музыку. Обращали внимание, как по-разному раскрашены игрушки. Филимоновские – в полоску; это оттого, что в тех краях ткали полосатые половички. У каргопольских орнамента мало, а вот дымковские выделяются по цветовому сочетанию и богатству орнамента. Тверские и вятские игрушки более просты в росписи.
Готовые яркие игрушки мы использовали в оформлении интерьера группы, устраивали выставки в детском саду, дарили, как сувениры малышам, родителям, гостям.
В течении года я строила свою работу так, чтобы дети постоянно действовали с народными, глиняными игрушками, испытывали радость общения с ними. Поэтому использовали их в творческих играх: «Магазин сувениров» и «Строительных», т.е. строили терема, дома, для сказочных глиняных персонажей. Много радости принесли детям вечера досуга «Ярмарка игрушек», «Посиделки» или музыкальные занятия, на которых дети играли в оркестре не только на музыкальных инструментах, но и выводили трели с помощью игрушек – свистулек. А на Новый год Дед Мороз оживил волшебной палочкой «дымковскую игрушку» и она порадовала всех русским танцем. Запомнилось детям и комплексное занятие на тему: «Мы барышни наряд сменили сами» по мотивам дымковской игрушки. Дети сами расписывали юбочку для Водоноски, аппликацией украшали кокошник, ведра. При помощи иголки нитки пришивали тесьму к фартуку.
К концу года отметила, что поделки ребят стали более совершенными. Дети освоили приемы лепки, росписи игрушек. Научились более тонко и чутко воспринимать произведения народно-прикладного искусства. Речь детей стала богаче и содержательнее. Это подтвердили результаты диагностики, которую я провела в начале года.
Результаты проделанной работы позволили сделать следующие выводы:
1. Планомерное и целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков, развивает у детей инициативу, воспитывает интерес к народному творчеству.
2. Работа с глиняной игрушкой, использование фольклора развивает речь детей, воспитывает уважение к национальной культуре, способствует развитию нравственных качеств личности ребенка.
3. Использование дымковской, каргопольской, филимоновской, тверской и других народных глиняных игрушек обогащает эстетическое воспитание красоты, помогает решать задачи эстетического воспитания дошкольника.