Дмитриева Вера Владимировна,
учитель физики ГОУ лицей № 384 Кировского района Санкт – Петербурга
Развитие творческого потенциала личности учащихся является одним из направлений работы современного образовательного учреждения. В образовательном учреждении проводится систематическая работа по организации исследовательской деятельности школьников. Цель этой работы: организация научно – исследовательской деятельности учащихся, развитие их творческих, интеллектуальных способностей и организация сотрудничества учителей и родителей в интеллектуальном развитии детей. Результатом большой активной, творческой работы учителей и учащихся является ежегодное участие лучших исследователей в Фестивале исследовательских работ учащихся Кировского района Санкт – Петербурга. Есть возраст, в котором почти каждый ребенок хочет стать ученым, исследователем. Мы редко отдаем себе отчет в том, что исследовательская деятельность школьников – не альтернатива школьной программе, это как раз наоборот тот “заряд” интереса к науке, которого часто не хватает школе.
Научно-исследовательская работа учащихся является одной из форм учебного процесса. Научные фестивали и конференции - всё это позволяет ученику начать полноценную исследовательскую работу, найти единомышленников, с которыми можно посоветоваться и поделиться результатами своих исследований. Так или иначе, исследовательской работой занимается значительная часть учащихся школы. Написание рефератов и некоторых видов работ невозможно без проведения каких-то, пусть самых простых, исследований.Ученик, занимающийся исследовательской работой, отвечает только за себя. Только от него самого зависят тема исследования, сроки выполнения работы, а так же, что немаловажно, и будет ли выполнена работа. Затрачивая своё личное время, ученик развивает такие важные для будущего исследователя качества, как творческое мышление, ответственность и умение отстаивать свою точку зрения.Со стороны учителя необходимы внимание и поддержка, без которых ученик не захочет (да и просто не сможет) заниматься “скучной наукой”, какой кажется почти любая область на начальных стадиях её освоения.
Ученики, занимающиеся научной работой, требуют главным образом моральной поддержки, и отказывать им в этом просто недопустимо.
Олимпиады и конференции собирают безусловно талантливых, одаренных детей. Но, с психологической точки зрения, это разные типы одаренности. Кроме того, если учащийся включен в исследовательскую деятельность, то он, как правило, работает со специалистом, работает в научной среде, зачастую в сообществе настоящих ученых – на базе научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений и т.д. Таким образом, он получает самое настоящее образование – “образ” будущей профессии, жизнедеятельности, мировоззрения. Сравнительный анализ олимпиад и конференций показывает, что принципиально отличается характер предшествующей до олимпиады или конференции учебной деятельности школьника в каждом случае (Таблица 1).
Таблица 1.
|
Олимпиада |
Исследовательская работа |
Дети – участники |
Интеллектуальная одаренность, дети проявляют себя знающими, интеллектуально развитыми, способными к углубленному обучению личностями “пожиратели знаний”, “энциклопедисты” |
Творческая одаренность, “созидатели нового”, “творцы”, “открыватели” знаний, “исследователи”
|
Роль учащегося |
Обучаемый, “решатель задач” |
Исследователь научной проблемы, докладчик |
Роль педагога |
“Тренер” в решении задач |
Научный руководитель |
Уровень развития интереса |
Познавательный - потребность в увеличении знаний |
Творческий - потребность сделать свое исследование, творческую работу |
Уровень усвоения опыта |
Эвристический |
Креативный |
Уровень коммуникацийпедагога и учащегося в образовательном процессе |
Продуктивный - делай сам |
Креативный - выражение собственного “я”, сотворчество учащегося и педагога – научного руководителя |
Конечный результат, продукт деятельности учащегося |
Субъективная новизна - выполненное задание с заранее известным результатом (ответом) для жюри |
Объективная новизна - научная работа, результаты которой докладываются на конференции, общественно-значимая, практическая ценность |
Успешность выступления |
Необходимо глубоко изучить предмет, решить большое число повышенной сложности задач |
Необходимо заниматься исследовательской работой, провести серьезное научное исследование: определить цели и задачи, объект и предмет исследования, изучить большое количество литературы, выдвинуть гипотезу, провести, используя разные методы, само исследование, получить результаты, сделать выводы, оформить работу, а потом уже суметь выступить с ней на конференции |
В современных условиях важным фактором формирования образовательной среды, обеспечивающей современное качество образования, является включение исследовательской деятельности учащихся в практику обучения. Основной целью должно являться выявление и поддержка одаренных учащихся, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка научно-исследовательских интересов учеников. Конечно же, главное направление – это выдвижение и реализация в научных исследованиях творческих идей и создание научных работ и проектов, должна начинаться непосредственная работа самого ученика над проектом под руководством учителя. Большим подспорьем в написании творческих проектов является библиотека, другие способы получения информации (Интернет). Нередко в ходе написания исследовательских работ возникает ситуация, когда предлагаемая тема работы находится на стыке нескольких дисциплин и требует консультативной помощи представителя высшей школы. Такое сотрудничество повышает уровень исследовательских работ, приближает деятельность учащихся к подлинно научным разработкам. Для юного исследователя важно иметь хорошего наставника. Почти все, что может интересовать школьника, можно взять из книг, но ничто не заменит постоянного общения с увлеченным человеком, который учит мыслить и постоянно анализировать ход, направленность развития деятельности.
И в заключение хочу предложить новую форму проведения третьего этапа Фестиваля исследовательских работ учащихся – Стендовый доклад.Стендовый доклад является формой оперативного, экономичного во времени и пространстве представления итогов выполненной исследовательской работы. Он может быть выполнен и представлен на конференции учащихся, на общешкольном или районном смотре исследовательских работ.В отличие от устного доклада, этот вид научного сообщения является более демократичным: аудитория обычно ограничивается несколькими слушателями - зрителями, которые задают интересующие их вопросы. Задача докладчика - удовлетворить этот интерес. Разговор ведется в диалоговом режиме (вопрос - ответ) и в большей степени напоминает дискуссию. В ходе работы постерной сессии (на которой и представляется стендовый доклад - постер) аудитория постоянно меняется. Поэтому автор должен быть готов к любым вопросам, ведь каждого зрителя могут заинтересовать различные аспекты доклада. Успешность выступления со стендовым докладом кроется не только в свободном владении материалом исследования, но и в умении вести научную дискуссию, владении разговорной речью, наличии навыков коммуникативной культуры.