Использование сетевых образовательных технологий
в процессе обучения английскому языку
Ахматова Светлана Хизировна,
учитель английского языка
МКОУ «Гимназия № 29», г.о. Нальчик
Актуальность работы.
На войне все средства хороши. Всегда советую своим ученикам окружать себя английским, погружаться в него с головой. Включать англоязычные телевизионные программы, смотреть фильмы на языке с субтитрами, слушать подкасты на английском, чтобы привыкнуть к мелодию языка. Читать рассказы или книги, чтобы увеличивать свой словарный запас. Кто-то приклеивает на предметы у себя дома стикеры с их названиями на английском. Кто-то вешает список неправильных глаголов над кроватью, чтобы лишить свой мозг возможности игнорировать этот неприятный аспект английского языка. У всех свои способы заставить себя привыкнуть к иностранному языку, запоминать его правила и лексику и потихоньку переключаться на новую логику мышления. Один из таких способов представляет нам Интернет, а именно социальные сети.
Никто не будет спорить, что социальные сети стали реалией жизни и дети сегодня сидят в них часами. Почему бы не использовать это время с пользой для себя и своего саморазвития? Ведь, как бы не критиковали вконтакте или тот же фейсбук, все это вопрос индивидуального выбора. Помимо огромнейшего количества мусора в них можно найти удивительную возможность изучить нечто новое и бесконечные ресурсы, чтобы пополнить свои знания и отточить навыки.
Цель:
Создание сетевого образовательного пространства для учащихся не только для обмена информацией, но и разрешения проблем обучения английскому языку средствами и ресурсами Интернет пространства.
Задачи:
- Обучение английскому языку путем использования интерактивных технологий.
- Повышение мотивации учащихся к учебной деятельности, стимулирование познавательного интереса.
- Совмещение в рамках учебного процесса групповых и индивидуальных форм работы.
- Визуализация, закрепление, обобщение знаний, полученных на уроке.
- Обеспечение непрерывности учебного процесса, выходящего за рамки занятий.
- Создание единого коммуникативного пространства для всех участников учебного процесса.
- Презентация и распространение собственного педагогического опыта по дисциплине.
Возраст учащихся (класс): 8-11 классы
Предмет исследования: обучение с использованием веб-ресурсов социальной сети Вконтакте.
ВКОНТАКТЕ - vkontakte.ru — социальная сеть, один из наиболее посещаемых сайтов в СНГ. Русский аналог сетевого сервиса Facebook. Универсальный метод поддержания связи для разных общественных групп и возрастов: одноклассники, студенты, однокурсники, выпускники высших учебных заведений, близкие люди, друзья, соседи и коллеги.
На сегодняшний день многие мои коллеги скептически относятся к возможности использования социальных сетей как инструмента учебного процесса. На мой взгляд, ресурсы социальных сетей как средства обучения недооцениваются, т.к. социальные сети, в первую очередь, рассматриваются многими только как среда для неформального общения, в то время как социальные сети можно использовать и в учебном процессе для решения различных педагогических задач. При этом группа в социальной сети, с учетом возможности ее расширения с помощью wiki разметки до уровня интернет-сайта, является аналогом учебного интернет-сайта, коммуникативные функции социальных сетей и технические возможности не уступают полноценному сайту.
Я сделала вывод о целесообразности включения ресурса www.vk.com в систему ИКТ, как средства обучения и взаимодействия с обучающимися в рамках изучения предмета английского языка. В своей педагогической деятельности в одном из своих классов я столкнулась с низкой мотивацией учащихся к изучению английского языка и большим желанием посидеть Вконтакте. В связи с этим, мною было создано виртуальное учебное сообщество «English classes» на сайте www.vk.com.
Я загрузила туда известные среди подростков фильмы и мультфильмы с разбором популярных разговорных клише и сленга, подборку видеоуроков на тему: "Как?"
- Как научиться слушать?
- Как начать разговор?
- Как познакомиться?
- Как спросить дорогу?
- Как спросить "Который час"?
Сначала в группе было только четверо учащихся. На переменах или, если оставалось время урока, мы обсуждали материалы, которые им больше всего понравились. Так все больше детей стало интересоваться моей группой. На сегодняшний день в группе 44 подписчика.
Виртуальная учебная группа « English classes » представляет собой средство нового направления в обучении. В условиях активного внедрения современных информационных технологий актуальной потребностью является повышение уровня обученности информационным технологиям всех педагогических работников. Это позволит эффективно решать вопросы обновления форм и методов образовательной и воспитательной деятельности, учитывая тенденции развития информационного общества, интересы и потребности современных детей и подростков.
В качестве преимуществ использования социальных сетей в учебном процессе можно отметить такие как:
- Привычная среда для обучающихся, которые проводят в социальных сетях большую часть своего времени. Внешний вид окна (интерфейс), способы коммуникации, организация и содержание контента изучены учащимися и полностью понятны им. Нет необходимости обучать детей работе в сети. Кроме того, ученик осознает возможности социальной сети не только, как развлекательного инструмента, но и как мощного средства организации учебной деятельности.
- Доступность контента в любое время, в том числе с мобильных и планшетных устройств при отсутствии стационарного компьютера.
- Возможность круглосуточного он-лайн информирования обучающихся.
- Возможность размещения в новостях группы необходимой информации и обмена видеоматериалами, аудиозаписями, электронными документами и изображениями в соответствии с темами уроков. Большая база доступных для просмотра интерактивных учебников по предмету. Кроме того, в социально сети легче обмениваться интересными и полезными ссылками на другие ресурсы: достаточно просто поделиться найденным через используемую социальную сеть. Такое обучение позволяет преодолеть технические трудности оснащения учебных аудиторий необходимым оборудованием для демонстрации наглядных материалов.
- Возможность совмещения индивидуальных и групповых форм работы.
- Возможность построения виртуальной беседы с несколькими обучающимися в формате он-лайн для обсуждения вопросов в процессе подготовки к командным олимпиадам, конкурсам, научным проектам и групповым работам.
- Возможность интеграции международного опыта.
- Низкая временная и трудозатратность создания группового учебного контента.
- Возможность отслеживания в разделе «Статистика сообщества» посещаемость группы, активность пользователей, количество просмотров разделов сообщества.
- Возможность организации непрерывного обучения. Возможность постоянного взаимодействия учащихся и учителей в сети в удобное для них время обеспечивает непрерывность учебного процесса, появляется возможность более детальной организации работы индивидуально с каждым из учеников. Кроме этого, дискуссии, обсуждения, диалоги, начатые во время аудиторных занятий, могут быть продолжены в социальной сети, что позволяет студентам больше времени находиться в процессе обсуждения учебных вопросов, что обеспечивает более тщательное освоение материала и активную позицию ребенка в процессе обучения.
Конечно, социальные сети не могут являться единственным средством сетевого обучения, но, тем не менее, их образовательные возможности недооценены. Позитивным опытом в изучении английского языка является использование виртуального сообщества в социальной сети « English classes», и, наконец, через социальные сети я веду коммутативную связь с обучающимися, реализуя принципы педагогики сотрудничества.
Литература.
- Социальные сети в образовании: анализ опыта и перспективы развития. А.В. Фещенко - Гуманитарная информатика. 2011г., вып. 6
- Идеи простых решений. Авторский блог Андрея Федорова.
- Примеры использования социальных сетей в обучении: http://ideafor.info/?p=694
- Возможно ли в институте мобильное обучение: http://ideafor.info/?p=6185