Профилактика состояний психоэмоционального напряжения у педагогических сотрудников
О.Г. Иоффе
г. Санкт-Петербург
В XXIвеке важность работы по сохранению и укреплению физического и психологического здоровья участников образовательного процесса не вызывает сомнений.
В течение трудовой деятельности люди испытывают психофизические нагрузки. Не секрет, что работа педагогов – это колоссальные нагрузки, требующие огромных внутренних и внешних ресурсов. В данном случае, речь идёт об обстановке на работе, требующей постоянного внимания, ответственности и напряжения. Кроме того, педагог вынужден контактировать с огромным количеством людей (дети, родители, административные лица), а это, как известно, вынуждает быть всегда в «форме», отсутствии эмоциональной разрядки. Специфика работы педагогов требует от них активизации всех сфер психики: когнитивной и аффективной, физических и душевных сил, а увеличение стажа работы и возраста приводит к хронической усталости, снижению работоспособности, повышенной утомляемости, раздражимости, чувству собственной неполноценности и бессилию, и как следствие, к эмоциональному выгоранию. При синдроме «выгорания» уровень самооценки снижается, формируется негативное отношение к своей профессии.
Таким образом, отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность и продуктивность воспитания и обучения детей, повышают возникновение конфликтности во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качествах негативных черт, разрушают психическое здоровье.
Перечисленные мной последствия эмоционального «выгорания» послужили основанием для разработки программы «Профилактика состояний психоэмоционального напряжения у педагогических сотрудников», которая ориентирована на обучение методам профилактики и преодоления «эмоционального выгорания» и профессиональной усталости.