Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 Современное общество с его глобальными проблемами востребует человека не столько информированного, сколько познающего социум, людей и себя в быстро изменяющемся мире, целостно осмысливающего результат своей деятельности, своих взаимодействий с другими людьми. Это влечет за собой изменение представлений в целях и результатах образования, необходимость устранения противоречий между целостной природой человека и дискретным подходом к его воспитанию и обучению.

Готовность к эффективному коммуникативному взаимодействию человека с людьми в настоящее время является необходимым условием развития, личности уже в период дошкольного детства. Коммуникативные умения обеспечивает необходимую социально-психологическую адаптацию ребёнка в окружающем его мире. Умения вступать в контакты с другими людьми, устанавливать взаимоотношения» с ними, регулировать своё поведение во многом определяют в современном обществе будущий социальный статус ребёнка.

 Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в э тот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей,  природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности. Формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на рельсы “школьного” возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей..

Существуют два вида средств коммуникации: вербальный (с помощью языка, речи) и невербальный (с помощью жестов).

В традиционной педагогике долгое время считалось, что речевое развитие ребёнка во многом зависит от речевой активности воспитателей, родителей. "Говорите с ребёнком как можно больше и чаще", - такие советы постоянно слышали родители от специалистов дошкольного дела.

В каждом слове заключён не только информационный, но и эмоциональный смысл. Слово может творить психическую реальность, оно обладает особой силой, поистине магической.

Один из современных педагогов сравнил ребёнка с многооконным домом: какое качество выкликаем, то и отзывается-открывается. Значит "ярлык" становится установкой, прогнозом на будущее.

Где бы табличку повесить: "Осторожно - слово. Словом можно покалечить душу"?

Дети учатся всему, и искусству общения, у взрослых, особенно у тех взрослых, которых уважают.

Дошкольники охотнее откликаются на те слова, жесты, которые они воспринимают как одобряющие, при этом очень болезненно реагируют на унижающие замечания. Часто такие замечания приводят детей к неверию в собственные силы.

Чтобы чему-то научить, необходимо сначала установить добрые отношения с ребёнком, считала М. Монтессори, дать ему свободу. Свободу для развития, исследования и самопознания.

.

Ребёнок, впервые оказавшийся в группе детского сада, сразу определит отношение к себе незнакомых детей и воспитателя. Он может не понять ни одного слова, не сразу привыкнет к темпу речи педагога, произношению, но бессловесная коммуникация его не подведёт: каким тоном говорит эта тётя детям и каким маме, заведующей; отворачивается ли от него, от детей; прихорашивается, не замечая детей, или улыбается им; прижимает к себе обиженного. Всё учтёт, впитает его разум.

Таким образом, невербальной коммуникацией является вся атмосфера в группе: и свободный доступ к любым пособиям, и сами эти пособия, и особый порядок, и отношения взрослых и детей, и их жесты, взгляды, и ритуалы, традиции в группе, и семейная обстановка.

Наряду с невербальной коммуникацией в дошкольных учреждениях используется вербальная коммуникация.

Следует констатировать, что до настоящего времени в дошкольном образовании не учитывается в полном объёме изменение общества, влекущее за собой и изменения в характере межличностных, межгрупповых отношений; системы интересов, ценностей, личностных ориентации, мотивационно-потребностной сферы, сферы отношений и структурыумственной деятельности (Д.И. Фельдштейн); недооценивается тот факт, что сегодняшний дошкольник всё чаще является продуктом «информационной социализации» (А.Г. Асмолов).

Решение названных проблем требует среди прочего постановки перед образованием задач, основанных на отношении к дошкольному возрасту как к уникальному периоду жизни человека, когда формируются" представления ребёнка об окружающем мире, происходит интенсивное развитие его личности. Обновление содержания дошкольного образования, по мнению > многих исследователей, является одним из условий целостного* развития! личности ребёнка. При этом качественное дошкольное образование* предполагает не только усвоение- детьми представлений- об окружающем мире и самом себе, но и гармоничное взаимодействие-своего мира ребёнка с миром другого.

Определены и обоснованы педагогические условия, обеспечивающие успешное решение задач образовательной области «Коммуникация», а именно: 1) познавательно-речевое развитие дошкольников представляет собой образовательный процесс, нацеленный на гармоничное взаимодействие своего мира ребёнка с миром другого; 2) коммуникативная деятельность, интегрированная* со всеми другими видами детской деятельности, формируется в процессе совместной партнёрской деятельности взрослого (педагога) и ребёнка, для организации которой используются средства дошкольного развивающего образования; 3)» качество коммуникативной деятельности ребёнка (свободное общение со взрослыми и другими детьми; использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности; практическое овладение нормами речи) определяется уровнями развития его коммуникативных умений; 4) обеспечено повышение коммуникативной компетентности педагога ДОУ, которая рассматривается как основа его профессионального развития, как фактор эффективного общения взрослого с ребёнком.

Таким образом, область коммуникации является одной из ведущих областей дошкольной педагогики в подготовки детей дошкольного возраста к нахождение и адаптации его в социуме и быстро изменяющемся мире. 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»